Илдар хазрат
Баязитов
личный сайт

Социальное служение в Исламе у татар

Поговорим о программе социального служения Ислама у татар, то есть традиционного ислама ахлю-сунна ва джамаа. Здесь и в некоторых других статьях читатель сможет узнать историю социального служения в Исламе, опыт зарубежных стран в этом вопросе. Книга содержит немало практических рекомендаций по работе с различными группами обездоленных и нуждающихся членов нашего общества.


Илдар хазрат Баязитов

Ислам - это религия милосердия и любви к ближнему, именно этот факт является причиной того, что люди обращаются к Исламу, как к источнику духовности и справедливости.

Российское, как и любое другое современное общество, имеет сейчас множество социальных проблем, которые требуют решения. Поэтому, независимо от национальной, конфессиональной и какой-то другой социальной принадлежности, все граждане страны должны принимать участие в работе по достижению общественной стабильности.

Эта книга посвящена теме социального служения такой традиционной для России конфессии, как Ислам. Сегодня на фоне попыток придать Исламу политический смысл, который предпринимают различные идеологи и религиозные партии, актуализация социального служения получает особое значение. Как известно, политика - это борьба за власть, поэтому она всегда сопровождалась и будет сопровождаться методами и технологиями, которые ставят под угрозу принципы веры и противоречат моральным основам Ислама. Нельзя допустить, чтобы политическая деятельность вредила духовности и нравственности, поэтому социальное служение является наиболее важной задачей не только мусульманского духовенства и исламских организаций, но и каждого мусульманина.

Политизация негативно сказывается и на образе ислама, поскольку выставляет нашу религию как конфликтную идеологию. Однако, Ислам по своей сути не только не конфликтен, но и не является идеологией, Ислам - это религия, это истина, это вся человеческая жизнь. Поэтому политизация ислама - это его вургализация, превращение истины в прикладной метод удовлетворения амбиций отдельно взятых личностей и групп, это упрощение сути и смысла Ислама.

Именно любовь к своим ближним является для мусульманина естественным состоянием. Через служение обществу мусульмане могут реализовывать свое призвание и потенциал в этой жизни. К сожалению, в последние годы те, кто пытаются политизировать Ислам, формируют порой негативный образ нашей религии в глазах всего общества. И это касается не только нашей страны, это глобальная проблема, над решением которой в меру своих возможностей должен работать каждый мусульманин.

В период больших трансформаций нашего общества социальное служение становится одной из основных задач религиозных организаций страны, а также фактором, объединяющим и стабилизирующим российское общество, способствующим межконфессиональному миру и взаимопониманию.

Совершенно очевидно, что мусульмане также должны внести свою весомую лепту в решение социальных проблем, которые накопились в нашей стране. Причина этой очевидности заключается в том, что социальное служение является обязанностью каждого мусульманина: от рядовых прихожан мечетей до имамов и улемов (мусульманских ученых). Укрепление веры и духовности, как основы мусульманского самосознания, является главным условием на пути к осознанию принципиальной необходимости социального служения.

На данном этапе в работе исламских институтов, как официальных, так и гражданских объединений, необходимо усилить акцент на социально полезной деятельности. Таким образом, решаются, как минимум, сразу две проблемы: проблема радикализации молодежи и проблема социальной напряженности в обществе. Кроме того, социальное служение, которым активнее должно заниматься официальное духовенство, повышает авторитет традиционных религиозных институтов. Ведь именно мечети в истории татарского народа становились местом социальной и психологической поддержки наших соотечественников.

Современная политика социального служения должна строиться на взаимодействии государства и исламского сообщества и должна базироваться на известном принципе soft power, то есть «мягкой силы», которая предполагает добровольное участие всех заинтересованных лиц в популяризации того или иного проекта. Именно мягкое, но продуманное и целенаправленное участие государства в сочетании с предоставлением определенных свобод и пространства для гражданских инициатив может стать лучшим инструментом совместной реализации проекта социального служения и сбалансированного развития мусульманского сообщества страны. Под сбалансированностью я имею в виду социальную бесконфликтность и лояльность (то есть законопослушность) государству как высшему политическому институту общества. Более того, пришло время думать не только о бесконфликтности, но и о пользе, которую может принести мусульманское сообщество государству и обществу. Например, в совместном решении многих социальных проблем, которые в нашем социуме имеются.

Ключевыми терминами социального служения должны стать «вера» и «социальная справедливость». То есть позитивные категории, с которыми будет готов солидаризироваться не только практически любой мусульманин, но которые будут позитивно восприниматься в российском обществе в целом. Сейчас нашему обществу крайне необходимо возвращение нравственных основ жизни общества и его духовного оздоровления. Как показывает практика, этого можно достичь, в том числе посредством социального служения.

За всеми более или менее крупными мечетями и мусульманскими центрами и объединениями Татарстана, помимо ритуально-культовой службы, должны быть закреплены определенные сферы и направления социально полезной деятельности.

Такая специализация наиболее крупных мечетей и других мусульманских центров поможет, с одной стороны, государству в решении социальных проблем, а с другой – должна вернуть в наше общество здоровое духовное начало и отвлечь, в том числе и тех, кто имеет потенциальные склонности к радикальным настроениям от политизации и направить их силы в созидательное русло. Ключевая характеристика здесь: поворот от политизации к социализации мусульманских общин и мечетей. 
Таким образом, центральными темами в официальной мусульманской риторике в нашей стране должны стать не политические вопросы Ислама, а вопросы его социально-полезного потенциала.

Это важно, потому что радикальные настроения среди религиозной молодежи получают популярность ввиду обостренного чувства справедливости (в том числе социальной) и как реакция на нерешенные проблемы современного общества. Занять эту молодежь и направить ее силы и энергию в созидательное русло является ключевой задачей. Социальная работа является в этом контексте наиболее верным способом предоставлении альтернативы от вовлечения в деструктивные течения. Эта работа должна занимать большую часть времени молодежи и духовенства, предоставляя возможность почувствовать членам уммы свою социальную значимость, ответственность и, что особенно важно, востребованность. 
Крупнейшие общины и мечети Татарстана необходимо ориентировать в сторону социальной работы, именно благодаря этому может начаться духовное оздоровление нашего общества, возвращение тех нравственных основ, без которых невозможно наше дальнейшее развитие.

Это важно, поскольку заниматься социальной работой и благотворительностью невозможно машинально, без полной отдачи этой деятельности. Во-первых, люди чувствуют, насколько искренни те, кто занимаются благотворительностью. Во-вторых, сама специфика социального служения предполагает, что серьезно и целенаправленно ею могут заниматься только те, кто испытывает в этом душевную потребность. Организация единичных благотворительных акций не может быть названа полноценной социальной работой. Крупные акции важны, но еще большее значение имеет та работа, которая ведется в промежутках между мероприятиями.

В связи с этим встает вопрос о необходимости разработки доктрины социального служения мусульман Татарстана, которая соответствовала бы повестке дня нашего общества, то есть формировалась бы на основании тех проблем и вызовов, с которыми столкнулась наша страна.

Может возникнуть вопрос: почему нам необходима своя доктрина социального служения, разве может она отличаться от социальной доктрины мусульман всего остального мира? Безусловно, в базовых вещах все мусульмане мира едины, однако в каждом уголке планеты существуют свои культурные и социальные факторы, влияющие на состояние мусульман и всего общества.

Важно осознание того, что институт официального духовенства может активно участвовать в решении социальных проблем. В Татарстане 45 мухтасибатов в ведении которых находятся десятки и даже сотни мечетей, которые объединяют вокруг себя множество людей (имамов, прихожан). Сложно представить себе в Татарстане другую более распространенную и укоренившуюся сеть, нежели мечети. Поэтому необходимо данную всеохватность и потенциал использовать в интересах общества, в решении социальных проблем. Каждый мухтасибат мог бы взять несколько основных направлений работы и распределял бы их среди своих мечетей. К примеру, один мухтасибат работал бы с наркозависимыми, с заключенными и военкоматами, другой мухтасибат основной акцент в своей социальной работе сделал бы на помощи инвалидам по слуху, трудным подросткам и многодетным семьям, а третий мухтасибат бы занимался волонтерской работой по уборке городских парков, помощи одиноким пенсионерам, сиротам и инвалидам войны. В таком большом городе, как Казань специализация могла бы коснуться каждой из 50-ти мечетей.

Необходимо иметь в виду, что ориентация на социально полезную работу должна происходить не только в официальных мусульманских структурах, но и в различных гражданских объединениях мусульман, то есть низовой самоорганизации. Активное развитие именно этого сегмента исламского сообщества является принципиально важным.

Речь идет о гражданских инициативах по созданию различных фондов и общественных объединений, ставящих своей целью социально полезную работу. Примеров такой деятельности уже предостаточно. Как в Татарстане, так и по всей России множество благотворительных фондов и прочих гражданских объединений, которые накопили большой опыт в организации подобной деятельности. Среди них казанские организации - Исламский дом «Жемчужина веры» и национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм», а также московский фонд «Солидарность».

Поддержка и не противодействие гражданским инициативам в таком русле имеет стратегическое значение. Поскольку, как уже было отмечено выше, инициатива по социально значимой работе может стать каналом реализации энергии мусульман (особенно молодых) в созидательном русле.

Инициатива снизу на основе самостоятельного финансирования своих проектов, решения многочисленных организационных вопросов является платформой для созидательного самовыражения современной мусульманской молодежи. Такой подход может стимулировать и возрождение национальной благотворительности. Это может выражаться как в самостоятельном финансировании своих проектов молодыми мусульманскими предпринимателями, так и в поддержке их инициатив со стороны национально ориентированного бизнес-сообщества.

Если вспомнить историю, то именно татарские купцы и промышленники, как принято сейчас говорить, предприниматели, строили мечети, медресе, финансировали издания книг, поддерживали талантливых шакирдов и имамов, а также помогали социально обездоленным слоям татарского общества. Это естественное состояние уммы — когда сами мусульмане берут на себя полную ответственность. При такой ситуации проблема экстремизма и нетрадиционных течений также отпадет сама собой, так как сложно себе представить ситуацию, при которой успешные бизнесмены, которые ведут свое дело в этой стране и связывают с ней свое будущее, будут сознательно спонсировать экстремистов и залетных сектантов. Это просто не в их интересах.

Социальное служение вовсе не является чем-то новым и оригинальным для нашего народа, поскольку, как было отмечено выше, до революции 1917 года благотворительность и вообще социальная работа являлись естественным состоянием татарской уммы. Поэтому сейчас речь идет о возрождении тех богатых традиций социального служения, которые всегда были у татар. Вся история Ислама с момента возникновения и до наших дней - пример того, что работа на пользу общества, милосердие и любовь к своим ближним, является неотъемлемой частью нашей жизни. Каждый раз, бывая в мусульманских странах в различных уголках мира, удивляешься насколько высоко там поставлена благотворительная работа – от работы вакфов (мусульманских благотворительных фондов) до частных инициатив рядовых мусульман. В мусульманских странах даже нет необходимости в сиротских домах и домах престарелых, поскольку отдать своих родственников (даже дальних) в детдом или дом престарелых является позором для мусульманских семей. Именно такой уклад жизни традиционно был и в татарском обществе, обеспечивая стабильности нашего социума и его развитие.

Поэтому сейчас мусульманским организациям Татарстана, как и всей России, необходимо осознать важность социального служения и приложить серьезные усилия для восстановления той роли, которую данная деятельность играла в прежние времена. Если мы говорим о традиционном исламе, то именно такая форма и являлась традиционной для татарской исламской жизни до революции, в период с конца XVIII по начало XXI веков. Поскольку к концу XVIII – началу XIX веков имперская власть поняла, что с татарами с позиции силы разговаривать бесполезно. Поэтому, несмотря на попытки грубого вмешательства в татарскую жизнь со стороны черносотенных мракобесов и агрессивных миссионеров, которые, по сути, и довели страну до катастрофы 1917 года, для татарского ислама в XIX столетии было характерно соседство официального духовенства с собственной низовой самоорганизацией, которая выстраивалась снизу и самостоятельно обеспечивала потребности уммы. Такой продуманный баланс, по сути, и являлся причиной успехов татарского общества того времени. С одной стороны, татары гарантировали свою полную лояльность государству, в том числе и в вопросах религии через функционирование Оренбургского магометанского собрания. С другой стороны, государство не вторгалась в низовую жизнь татарского общества, предоставляя ему возможность для свободной самоорганизации (система махалли). Следствием этого стало то, что благодаря своей национальной буржуазии татары строили мечети, медресе, создавали издательства и выпускали книги и газеты, обеспечивали социальную стабильность своего сообщества и, как итог, дали миру целую плеяду выдающихся богословов, писателей и философов. Официальное указное духовенство признавалось народом. Одновременно в управлении махаллей принимали активное участие все члены общин. Особую роль в этом процессе играли татарские купцы и промышленники. Социальная ответственность татарских купцов была большая, их наследие до сих живо в тех мечетях, медресе, которые они строили, а также в творчестве писателей, богословов и поэтов, которых они финансово поддерживали.

На данном этапе важно понять, какая форма взаимоотношения государства и религиозных общин является одновременно как традиционной, так и эффективной для нашей страны. Самое лучшее, что мы можем взять из истории взаимоотношения российского государства и его мусульманского населения – это сочетание организационного единства мусульман с предоставлением возможности для самоорганизации на низовом уровне (махалля).

Самый главный козырь в пользу такой формы взаимоотношения государства и мусульманского сообщества на современном этапе – это исторический факт ее эффективности. Именно в период между концом XVIII и началом XX вв., когда было реализована описанная форма взаимоотношений, появились все выдающиеся татарские богословы и ученые, которыми мы сейчас так гордимся, именно в тот период в татарской среде не были популярны радикальные и, как принято сейчас говорить, сепаратистские настроения. Это лучший пример толерантного и бесконфликтного ислама за почти 500 лет пребывания тюрко-мусульман в российском государстве. Такой подход оказался выгоден как государству, для которого татары стали верными гражданами, помогая империи, например, осваивать Среднюю Азию, и соответственно самому Исламу и татарам, так как именно этот период мы считаем золотым веком татарской богословской мысли и вообще национальной татарской жизни.

Конечно, и в то время в империи находились силы, которых крайне не устаивала успешность «татарского ислама», его прогрессивность и конкурентоспособность, и которые мечтали о реализации реакционного миссионерского проекта. Силы, которые по причине своей недальновидности пытались задушить исламскую жизнь татар, пытались их стравить. То есть, по сути, поссорить татар с российским государством, спровоцировав очередной виток миссионерского похода и репрессий. История расставила все на свои места, сейчас мы знаем необоснованность таких обвинений. Поэтому опыт наших предшественников нам необходимо внимательно изучить и максимальным образом использовать на благо новых поколений.

Больше информации вы можете найти в этой книге:
Социальное служение
в Исламе
Читайте также:

Сайты и организации

Общенациональный благотворительный фонд «Ярдам - Помощь»
Казанская мечеть и реабилитационный центр «Ярдэм»
Национальный союз благотворителей
Мухтасибат Московского и Кировского районов Казани ДУМ РТ
Многофункциональный спортивный комплекс «Дан»
Информационное агентство «Инфо-Ислам»
Информационное агентство «Татар-Ислам»
Типография «POLO PRINT»
Кафе-халяль «Бахчисарай»
Ютуб-канал «Ярдэм TВ»
Никах в мечети «Ярдэм»
© Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф