Илдар хазрат
Баязитов
личный сайт

Роль благотворительной деятельности в системе социальной защиты населения

Зарубежный опыт благотворительной деятельности и возможности его использования в России. Развитие российских благотворительных фондов на современном этапе. Состояние благотворительной деятельности в Республике Татарстан


Илдар хазрат Баязитов

Уже давно и часто говорят и пишут о том, что в стране, в каждом городе орудует мафия, профессионально занимающаяся попрошайничеством. Фактически снабжая ее деньгами, люди потворствуют большому преступлению. Например, сегодня без труда любой желающий найдет в Интернете массу историй о том, как такие профессиональные попрошайки крадут детей младенческого возраста, пичкают их наркотиками (героином!) и алкоголем, чтобы они не плакали в то время как чужая для них женщина, держа их на руках, будет сидеть на паперти. 

Что случается с такими детьми впоследствии? Думаю, легко догадаться. Скорее всего, большинство таких детей погибает, либо же они становятся на всю жизнь никому не нужными инвалидами. Это страшное преступление, которое совершается, к сожалению, с одобрения и при денежной поддержке наших же сограждан. По большому счету, от невежества наших соотечественников, которые считают, что дают деньги конкретной нуждающейся женщине или инвалиду, расцветает страшная преступность – украденные дети, после того как их используют для попрошайничества, зачастую просто погибают. 

Также в последние годы появилось много историй о том, как мошенники играли на чувствах людей тем, что просили на улицах денег для будто бы своих домашних питомцев – собак и кошек, которых они выносили на улицу в коробках. Что происходило потом с этими животными? Ответ на этот вопрос дают многочисленные телесюжеты и статьи на новостных сайтах – этих животных, после использования просто убивали (топили, резали), в лучшем случае просто выкидывали. Это натуральное живодерство, которое спонсируется нашим же невежеством. 

Вообще, необходимо понимать, что попрошайничество – это очень жестокий бизнес. Как правило, истинные «хозяева» тех точек, на которых стоят профессиональные попрошайки, крайне сурово обращаются со своими, скажем так, подшефными – бьют, обманывают, унижают. Это порочный круг, который нам необходимо как-то разорвать. Потому что на наших глазах, за наши же средства, при нашем же потворстве, ежедневно совершаются жестокие преступления против людей, детей, животных. Так легко и просто граждане, сами того не ведая, спонсируют криминалитет. Само собой, никакая это не благотворительность, никому от этого легче не становится, а сколько людей и животных страдают – страшно подумать. 

Только низкий уровень развития нашего социального сознания является причиной разгула такого вида преступности. И нам необходимо менять ситуацию. До людей необходимо донести, что поддерживать надо те авторитетные и признанные фонды и организации, чья репутация известна, и которые профессионально, со знанием дела, целенаправленно помогают действительно нуждающимся. До людей необходимо донести, что можно путем простой смс легко перечислить 50-100 рублей на счет благотворительного фонда, и эти деньги точно дойдут до тех, кто в них нуждается. В конце концов, это ведь очень просто – однозначно, не сложнее, чем подать деньги неизвестно кому у входа в метро или на остановке. 

Это вопрос воспитания сознательности граждан. В том числе этим и должны заниматься фонды, СМИ, общественные и государственные организации. 

Современная благотворительная деятельность должна носить профессиональный характер. К сожалению, сегодня у большинства населения РФ существует некоторое недоверие к работе благотворительных организаций, в частности, к профессиональным фондам, которые целенаправленно занимаются оказанием помощи конкретным группам нуждающихся. Многие наши сограждане скорее подадут милостыню тем, кто стоит у входа в метро, на улице или около магазинов. И это очень печально, но объяснимо.

Необходимо доносить до людей тот факт, что для занятия благотворительностью необходимы опыт, знания, профессионализм. Нельзя поощрять стихийную благотворительность, потому что слишком велик шанс того, что случится какая-нибудь нелепая ситуация, когда то, что было собрано для нуждающихся, попадает в руки каких-нибудь мошенников.

Поэтому необходимы профессионально созданные фонды, отслеживающие социальные группы, которым требуется помощь. А если человек хочет внести свою лепту, то это должно выражаться в виде взноса в определенный фонд. 

Самый главный критерий для благотворительного фонда – это абсолютная открытость, прозрачность всей деятельности. В этом случае у людей не останется сомнений в честности и пользе работы фонда.

Возникает правомерный вопрос: почему должны работать благотворительные фонды? Ответ прост: потому что, когда помощь идет напрямую к людям, они зачастую начинают привыкать ней и перестают сами что-либо делать. И от такого иждивенчества очень трудно отучить. Помочь избежать этого может только строгий мониторинг взаимодействия помощи и людей, которым она адресована. 

Как может работать такая система? Допустим, нужны деньги на операцию: фонд собирает средства, переводит необходимую сумму. Профессиональный фонд отслеживает нуждающихся, помогает им. Это большая системная и кропотливая работа. 

Рассмотрим, к примеру, ситуацию с сиротами. В деле воспитания сирот и помощи им очень важно следить, чтобы у них не появлялось чувство иждивенчества, потому что в определенный момент им придется покинуть детский дом и выйти в большую жизнь. И тогда могут возникнуть проблемы, ведь в этом большом мире никто и ничего просто так им не даст. 

Поэтому, профессионально работая с сиротами, мы должны приучить их жить самостоятельно: обучать каким-то ремеслам, проводить различные мастер-классы, выявлять способности у ребят и стараться помочь им, развивая их. Важно, чтобы у них формировалось чувство благодарности, поскольку многие сироты убеждены, что их обязаны одевать, кормить и т. д. Этого нельзя допустить потому, что нам необходимо сформировать полноценную личность, самостоятельного гражданина, а для этого необходима последовательная и целенаправленная работа. Единичные же пожертвования ситуацию могут только усугубить. 

Однако, регулирование ситуации с сиротами – это только одно из возможных направлений работы благотворительных фондов. Так, например, существует огромное количество различных групп инвалидов, которым необходимо целенаправленно профессионально помогать, существуют различные социально обездоленные слои населения, социальные и экологические проблемы, которые также требуют профессионального подхода. Таким образом, в настоящее время необходимо развивать профессиональную деятельность благотворительных фондов в России. 

Зарубежный опыт благотворительной деятельности и возможности его использования в России

Очень важно понимать, что необходимо правильно перенимать зарубежный опыт и отказываться от всего того, что нам не подходит. В этом отношении фильтр нашей восприимчивости требует верной и точной настройки. 

В 90-е годы в страну вместе с демократическими преобразованиями, которые были жизненно необходимыми для нашей страны, хлынуло много того, что совершенно нам не нужно. Вместо того, чтобы воспринять опыт западных стран, учесть их ошибки, то есть сразу перенять накопленный багаж знаний, мы решили пойти с самого начала. И поэтому вместо цивилизованного капитализма, который есть в современной Европе и других странах западного мира, мы погрузились в капитализм дикий. 90-е годы напоминали период американской «великой депрессии» 20-х, когда экономическая жизнь общества контролировалась бандитскими законами. Вместо осознанного и взрослого отношения к свободе выбора мы получили время вседозволенности и моральной распущенности. Например, в странах Северной Европы, которые считаются одними из самых либеральных и свободных стран, уровень разводов чуть ли не вдвое ниже чем в России, значительно (в два или три раза) ниже количество абортов, а также уровень наркомании и проституции.

Население нашей страны после распада СССР «пустилось во все тяжкие», что привело российскую гражданскую нацию на грань катастрофы. Те же показатели рождаемости, например, говорят о том, что есть опасность элементарного вырождения нашей страны. Симптоматично, что устояли в этом отношении в основном традиционно мусульманские этнические нации – чеченцы, ингуши, народы Дагестана. Даже у такой, ставшей очень светской, нации как татары, при всех существующих проблемах, рождаемость снизилась не так сильно, как у большинства народов России. В Татарстане и вовсе наблюдается хоть и совсем небольшой, но все же – естественный прирост населения (нигде больше в Поволжье такого нет).

Параллельно с диким капитализмом у нас происходил хаос и в религиозной сфере. Порой казалось, что в 90-е годы Россия превратилась в пылесос, который собирал со всего мира разный мусор, но мало находил для себя полезного. 

Так что происходило не так? Почему, вместо того чтобы стать цивилизованной страной, мы в 90-е годы стали откровенно деградировать? Что мешает России за уже почти четверть века стать самодостаточной, цивилизованной во всех (подчеркиваю) отношениях, передовой страной? В 90-е годы происходила серьезная ломка сознания народа нашей страны. Многие люди потеряли систему координат, и в эти разломы сознания стало проникать все что угодно, по большей части самое отрицательное. 

Однако далеко не все, что было в советском прошлом, является априори положительным. И многое из того советского, что в нас было, так из нас и не ушло. То есть, прошлое из нас толком не выродилось, а современность уже наступила. 

Из этого прошлого неушедшего можно назвать нашу постоянную надежду на государство. Мы с советских времен привыкли, что во всем нам должно помогать государство. И не только нам лично, но и нашему обществу в целом. Что все без исключения проблемы должно решать государство.

Почему сегодня мы имеем так много социальных проблем? Почему такое огромное количество сирот (различных категорий), одиноких стариков, инвалидов, неблагополучных семей (например, где пьют родители), бомжей, наркоманов и алкоголиков, психически больных людей живет в нашем обществе, не имея толком никакой поддержки, и их число за последнюю четверть века не уменьшилось? Обычные люди просто не задумываются о том, что этим группам надо как-то серьезно помочь. Все привыкли считать, что этим должно заниматься только и исключительно государство.

Традиция благотворительности как среди очень состоятельных людей, так и среди людей со средним достатком у нас толком не сформирована. Более того, в 90-е годы у людей сформировался менталитет, основанный на том, что надо как можно много больше «урвать», чтобы одному себе было хорошо. 70 лет насильственного насаждения радикально-коллективного сознания привели в 90-е годы к ровно обратной ситуации – когда каждый человек захотел думать только о себе любимом. Мы очень превратно и развращенно восприняли западную идею индивидуализма. Мы понимали индивидуализм совсем не как проявление полноценной, самодостаточной и здоровой личности, для которой в понятие саморазвития также включалось и проявление заботы и доброты к окружающим.

Однако сегодня идея саморазвития для западного человека непосредственно связана с достижением социальной справедливости в обществе. Только в том обществе человек может считать себя здоровым и полноценным, где люди, которые живут рядом с ним, не страдают. По большому счету, современное западное общество пришло сегодня к тому, о чем ислам говорит уже больше 1000 лет с момента своего основания. Однако мусульмане нашей страны, да и всего СССР (особенно так называемые светские мусульмане, которых на территории постсоветского пространства большинство) давно, в массе своей, перестали следовать этому принципу. Сегодня сами мусульмане совершенно спокойно загрязняют окружающую среду, в которой сами же и живут, не замечают домашнего насилия в семьях, позволяют своему обществу спиваться и жить по волчьим законам. О каком полноценном саморазвитии каждой отдельной личности можно говорить, когда совсем рядом творится такой бардак?

Нам все равно, что наши подъезды грязные, дворы разбиты, парки замусорены. Нам все равно, что существуют люди, которые не могут самостоятельно передвигаться, не имеют возможности выйти из дома, что сосед-алкоголик колотит свою жену и детей, нас не волнует, что наши дети растут в городах, где предприятия загрязняют воздух, – мы позволяем нашему обществу жить по принципу «кто силен (физически, экономически) тот и прав». Нам все равно, что образование и наука у нас загибаются из-за утечки мозгов и низкого уровня уважения к фундаментальной науке. Нет, все это нас мало волнует. Мы спокойно не замечаем всех вышеперечисленных проблем именно потому, что по-прежнему считаем, что все эти проблемы должно решать государство. Но что такое государство? Государство – это мы сами. Ведь люди во власти – это те же граждане, с тем же самосознанием и менталитетом. И когда снизу формируется такое безразличие ко всему окружающему, то и у власти в итоге могут порой оказаться люди с таким же отношением, ведь они также из народа.

Один из признаков здорового общества – это когда благотворительность становится нормой, чем-то самим собой разумеющимся. Когда в обществе находятся силы, готовые взять на себя ответственность за решение большинства социальных проблем, тогда мы можем говорить о том, что это общество по-настоящему здоровое. 

Сегодня принято осуждать, зачастую по делу, западные европейские страны. Однако, посмотрите, какой объем благотворительной работы там проводится. И я думаю, многих шокируют цифры и размах этой социально полезной деятельности. Сегодня в Европе существует более 110 тысяч благотворительных фондов, в которых работает до 1 миллиона человек. И каждый год эти организации тратят на благотворительные цели около 100 миллиардов долларов! 

Конечно, благотворительность существовала в Европе с момента зарождения там цивилизации. Еще в античном мире благотворительность была сильно распространена. Например, Платон и Эпикур после своей смерти оставили значительную часть своего состояния на благотворительные расходы. Продолжение благотворительной деятельности в Европе имело место и в средневековый христианский период, когда центрами социального служения становились монастыри. 

Сегодня в западном мире религиозная мотивация благотворительной работы стала, конечно, меньшей чем раньше, однако, как мы видим, объемы и эффективность этой работы не снизились. Основными направлениями благотворительной работы в современной Европе является организация больниц, библиотек, учебных заведений и благотворительных фондов [15, 16, 17, 18, 19, 20]. 

Необходимо отметить, что благотворительностью в Европе занимаются не только благотворительные фонды. Например, в Великобритании существует около 180 тысяч неправительственных организаций, которые в той или иной форме занимаются социально полезной деятельностью. В этой стране благотворительность распространена повсеместно. Например, благотворительностью занимаются: королевская семья, известные политики, деятели искусства. 

Особое значение имеет традиция патронирования известными людьми (от королевы до политиков и актрис) тех или иных благотворительных фондов. Под патронированием имеется в виду предоставление известным деятелем своего имени фонду с целью подтверждения надежности этой организации, что имеет большое значение для потенциальных спонсоров. 

Британское правительство активно поддерживает занятие благотворительностью своих граждан, даже предоставляя в ряде случаев налоговые послабления. Более того, в 2013 году в Лондоне даже была создана социальная фондовая биржа, на которой потенциальные социальные инвесторы/благотворители могут получить представление о благотворительных организациях и других социально важных предприятиях с целью последующего инвестирования в них [19, 20]. 

Это не единственный пример таких социальных акций. Так, Британский Совет по дизайну совместно с одной из британских социальных компаний создали сайт для помощи молодым людям в поиске работы. Также в Британии существуют специальные предприятия, которые обеспечивают доступ к спортивным залам и досуговым центрам людям с ограниченными возможностями. 

Подобная активная благотворительная работа проводится и в другой крупной европейской стране – Германии. Сегодня из 82 миллионов населения этой страны почти 23 миллиона человек так или иначе задействованы в волонтерской работе. Эти цифры впечатляют. В отличие от Великобритании, в Германии за решение социальных проблем в большей степени берется государство, тогда как роль социально активных граждан второстепенна. Но и там сейчас существуют 20 тысяч фондов, 200 из которых ведут свою историю еще с XVI века. Эти фонды вкладывают деньги в поддержку социально обездоленных групп, в развитие культуры, науки и образования. И, как правило, каждый фонд специализируется в какой-то одной сфере [21, 22].

Итак, я привел примеры некоторых отдельных государств и политики в этой сфере. Гораздо интереснее посмотреть на то, как ведет себя крупный бизнес в западных странах, которые все чаще называют «загнивающими» и «бездуховными». 

Думаю, многим известна знаменитая хартия «Клятва дарения». Это филантропическая кампания, которая была запущена в 2010 году известными американскими миллиардерами Биллом Гейтсом и Уорреном Баффеттом

Основная идея этой хартии заключается в том, чтобы сподвигнуть самых богатых людей планеты отдать большую часть состояния на филантропию. И надо сказать, что уже к 2013 году 105 миллиардеров присоединились к этой акции, согласившись отдать больше половины своих доходов на благотворительность. В общей сложности, благодаря этой акции, на благотворительность должно уйти более 125 миллиардов долларов. 

Согласно этой хартии, пожертвования могут быть произведены как при жизни дарителя, так и после его смерти. В числе подписавших документы были такие известные личности, как Джордж Лукас, Марк Цукерберг, Дэвид Рокфеллер, Майкл Блумберг и другие. Особенность этой акции заключается также в том, что каждый из благотворителей сам решает, какие страны и какие программы поддерживать [15, 16].

Неудивительно, что Гейтс с Баффеттом выступили инициаторами этой хартии, поскольку оба известны как очень щедрые благотворители. Например, Билл Гейтс с состоянием в 74 миллиарда долларов потратил на благотворительность уже почти 30 миллиардов. Основанный Биллом Гейтсом и его женой семейный фонд выделяет средства на медицину, образование и искоренение бедности в мире. 

В этом же направлении двигается знаменитый миллиардер Уоррен Баффетт, чье состояние оценивается в 60 миллиардов долларов. К 2014 году он перечислил в благотворительный фонд Билла Гейтса 25 миллиардов долларов. 

Молодой основатель и гендиректор Facebook Inc. Марк Цукерберг уже прославился как щедрый меценат. Он был одним из первых подписантов хартии «Клятва дарения». Марк пообещал отдать половину своего состояния на благотворительность еще в 2010 году, когда проект Гейтса и Баффетта только был запущен. 

Уже к тому моменту Цукерберг пожертвовал $100 млн на развитие бесплатных школ в городе Ньюарке (штат Нью-Джерси). Средства пошли на расширение штата, открытие четырех новых старших школ и 11 начальных школ. В общей сложности на благотворительные цели Цукерберг потратил более 500 миллионов долларов из своего 20-миллиардного состояния [21]. 

Это далеко не полный список таких благотворителей. Например, семья известных американских бизнесменов Уолтонов потратила на благотворительные цели более 4 миллиардов долларов. Или, например, известный американский миллиардер, бывший мэр Ньй-Йорка, Майкл Блумберг потратил на благотворительные цели 2,5 миллиарда долларов. Он вложил их в 850 различных благотворительных фондов. 

Блумберг поддерживает организации по борьбе с курением, фонд за ужесточение национального закона об оружии, фонд защиты окружающей среды, группу предупреждения самоубийств, Нью-Йоркский институт искусств и др. Миллиардер также перечислил 200 миллионов долларов Университету имени Джона Хопкинса, в котором учился. 

О чем говорят все эти многочисленные примеры и цифры, которые я здесь привел? Конечно, о том, что благотворительность на Западе уже давно является признаком хорошего тона. Конечно, о том, чем обязательно должен заниматься человек, который достиг многого в своей жизни. 

Зачастую люди не афишируют свои благотворительные вложения, считая своей социальной обязанностью помогать тем, кому сейчас плохо. Таким образом, это уже стало частью нормы.

А нормой это стало в том числе потому, что на Западе к благотворительности детей приучают с детства. Детям, начиная с начальной школы, рассказывают о том, какие социальные болезни существуют в обществе, и в игровой форме обучают бороться с ними. 

Например, в той же американской школе является нормой организовывать всевозможные ярмарки, выручка от которых идет на благотворительные цели. То есть это является частью обыденной жизни. Потом дети вырастают, начинают зарабатывать деньги, и им уже не надо объяснять, почему благотворительность – это норма. В конечном итоге это вопрос зрелости гражданского общества и его институтов. Есть, о чем задуматься. 

Сегодня необходима последовательная и целенаправленная работа разных групп нашего общества для того, чтобы благотворительность стала общим местом для всех. Чтобы она стала общепризнанной необходимостью и нормой. Тогда мы сможем сказать, что наше общество стало здоровым и полностью выбралось из кризиса постсоветской эпохи. 

Именно здесь, именно в этом начинается и закладывается величие нашей Родины. Добиваясь того, чтобы каждый житель нашей страны чувствовал себя счастливым, мы добиваемся великого будущего для нашего государства.

Развитие российских благотворительных фондов на современном этапе

Благотворительность всегда была нормой для нашего российского общества – и для православных, и для мусульман. Ситуация стала меняться в советское время, когда у людей возникло убеждение, что за все должно платить государство. Однако Советского Союза нет уже четверть века, а наше общество еще живет советскими стереотипами. Благотворительность, волонтерство – это норма для цивилизованного общества. 

Сегодня в нашем обществе существует множество заблуждений о благотворительности. Например, что благотворительность – это некоторый героизм, на который способно совсем небольшое количество людей. 

Когда говорится о том, что благотворительность должна стать нормой, это вовсе не значит, что каждый человек обязан жертвовать значительную часть своих средств на благотворительность. 

Во-первых, не обязан. Обязан – это вопрос принуждения. Когда же в обществе благотворительность – норма, то для каждого отдельно взятого человека это становится естественным положением вещей. 

Во-вторых, речь идет о незначительной сумме. Если у человека есть возможность совсем немного пожертвовать на благо общества, но не в ущерб семейному бюджету, то это является нормой. Если большинство наших граждан сможет раз в месяц регулярно жертвовать пару сотен рублей в профессионально занимающиеся социальной работой фонды, то это поможет решить очень многие социальные проблемы. 

Как уже было отмечено, должно меняться и отношение к благотворительным фондам. В целом начиная с 90-х годов отношение к ним – подозрительное. Большинство граждан не доверяет фондам, считая, что там работают мошенники. Но при этом те же самые граждане легко жертвуют разным аферистам и преступникам на улицах. 

Всем хорошо известен факт, что чем больше благотворительных, некоммерческих организаций в обществе, тем больше общество развито. Недоверие к таким организациям является показателем незрелости общества. Однако законодательство и система контроля построены таким образом, что любой фонд может отправлять на свои административные расходы максимум 20 процентов от пожертвований: на аренду помещения, оплату налогов, зарплату специалистов, которых нанимает для предоставления помощи нуждающимся. Невозможно предоставлять качественную высококвалифицированную и, что особенно важно, регулярную помощь больным на основе бесплатной работы врачей, психологов и прочих специалистов. На регулярной, систематической основе это сделать невозможно, – это факт. А нам нужно действительно помогать людям, привлекая на регулярной основе специалистов. 

Организация работы фонда – это очень сложная система. В работу фонда необходимо погружаться с головой без остатка сил и верить в пользу дела искренне. Без искренности невозможно заниматься подобной работой, потому что люди (особенно инвалиды) все прекрасно чувствуют. 

Благотворительные фонды – это не конкурирующие организации, как многие, к сожалению, думают, а наоборот, сотрудничающие друг с другом структуры, которые создают объединения и ассоциации для того, чтобы эффективнее помогать обществу и нуждающимся, консультировать друг друга. 

Сегодня в России множество благотворительных фондов, которые занимаются самыми разными вопросами и проблемами. Назовем здесь некоторые из них. 

Например, московский благотворительный фонд защиты животных «БИМ», который был создан в 1986 году как частный приют для бездомных животных. Основательница фонда Дарья Тарасова еще во времена СССР решила создать такой приют, потому что увидела, как убивают бездомных собак на живодернях. Сейчас фонд «БИМ» содержит 5 приютов в Москве и Московской области. Кроме собак и кошек там содержатся животные из закрывшихся зоопарков и цирков. Фонд существует полностью на частные деньги. 

Есть в России еще один частный фонд, который функционирует с советских времен. Это созданный в 1988 году Московский детский фонд, деятельность которого направлена на защиту интересов детей. Основные направления работы фонда: содействие в решении проблем московского детства, оказание различных видов помощи семьям и детям, попавшим в экстремальные ситуации, детям-сиротам, детям из опекунских семей, детям-инвалидам, содействие творческим инициативам (детским творческим коллективам, студиям). Под постоянной опекой социальной службы фонда находится более полутора тысяч семей, которым оказывается различного рода помощь, включая юридическую, психологическую и материальную. 

Есть также совсем молодые, но уже заявившие о себе фонды. Например, созданный в 2013 году благотворительный фонд Red Nose, который занимается оказанием помощи детям, страдающим тяжёлыми неврологическими, приводящими к инвалидности заболеваниями (например, ДЦП). 

В России также немало и региональных благотворительных фондов. Например, с 2006 года детям из неблагополучных семей и одиноким матерям оказывает профессиональную помощь Вологодский благотворительный фонд поддержки матери и ребёнка. Также этот фонд оказывает поддержку в открытии школ, помощи детским домам и т. д. На Дальнем Востоке действует хабаровская краевая благотворительная общественная организация «Зелёный дом», которая занимается социальной реабилитацией безработных и инвалидов, помощью пострадавшим в результате стихийных бедствий. Существует также астраханский Региональный благотворительный фонд «Шаг навстречу», который занимается помощью сиротам и развитием детского спорта. 

Можно также назвать пермский фонд «Центр помощи беспризорным детям», который работает в Прикамье с марта 2004 года. Его целью является объединение усилий бизнес-сообщества в решении насущных проблем и социальной адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Или созданный в 2010 году челябинский благотворительный фонд «Родная», который занимается различными программами поддержки института семьи. 

Радует, что сегодня в нашей стране благотворительные фонды создаются также известными личностями, как, например, Фонд помощи детям «Обнажённые сердца». Это фонд появился в 2004 году благодаря усилиям известной модели Натальи Водяновой для оказания помощи детям в России и за её пределами. Фонд создает системы бесплатных услуг для уязвимых семей, воспитывающих детей с особенностями развития, и занимается строительством инклюзивных детских игровых площадок. На счету Фонда более 100 игровых объектов по всей России, поддержка проектов десятков российских НКО, работающих с детьми с особенностями развития, пилотный Центр поддержки семьи в Нижнем Новгороде, программа обучения школьных педагогов работе с детьми с аутизмом и ежегодный международный форум «Каждый ребенок достоин семьи». 

Многим также известен фонд «Подари жизнь», который создан Чулпан Хаматовой и Диной Корзун с целью помощи детям с онкологическими, гематологическими и другими тяжёлыми заболеваниями. Официально Фонд появился 26 ноября 2006 года. Дети из 7 медицинских учреждений получают поддержку по более чем десяти крупным направлениям помощи тяжелобольным. Эти направления представляют собой Проекты фонда: адресная помощь; амбулаторные квартиры; волонтёрство; диагностика и анализы; донорство; зарубежное лечение; лекарства; медицинское оборудование; «незарегистрированные лекарства»; благотворительный магазин; образовательный проект; паллиативная помощь; поиск и активация донора костного мозга; психологическая помощь; ремонт больниц; реабилитация и т. д. 

В этом вопросе столько тонкостей и нюансов, которые понимает только тот, кто профессионально занимается этим вопросом. Например, не каждый подарок может быть полезен инвалидам, не во всех случаях следует давать деньги, а если и давать, то тем, кто действительно нуждается. Необходимо знать, когда, где и как давать деньги, потому что далеко не все психологически готовы получить такую помощь. И я еще не говорю об организации реабилитации инвалидов – в этой сфере должны работать только высокопрофессиональные специалисты. Одним словом – сфера очень специфическая. 

Как мы видим, в стране уже немало различных авторитетных благотворительных фондов, которые профессионально занимаются реабилитацией людей и помощью разным группам нуждающихся. Это профессиональные фонды, которые точно знают, какую именно помощь, кому и как необходимо оказывать.

Состояние благотворительной деятельности в Республике Татарстан

Отрадно осознавать, что за последние годы власти Республики Татарстан стали уделять большое внимание поддержке здоровых традиционных сил в мусульманском сообществе, стали вкладывать значительные средства в сохранение нашего культурного наследия. Одновременно в Татарстане усилилось внимание к высоким технологиям (открытие «Иннополиса», IT-парков), инфраструктуре (дороги, метро, новый терминал аэропорта, новый вокзал и т. д.), промышленности (особая экономическая зона «Алабуга», нефтеперерабатывающий завод ТАНЕКО), туризму, экологии и городскому хозяйству. 

Современная благотворительная работа в Татарстане характеризуется:

  • полиформностью: форма частной благотворительности представлена индивидуальным и корпоративным направлениями, общественная благотворительность представлена деятельностью некоммерческих, конфессиональных, добровольческих организаций;
  • многонациональностью;
  • поликонфессиональностью (представители различных конфессий беспрепятственно осуществляют благотворительную помощь единоверцам);
  • участием разных возрастных групп в реализации благотворительности;
  • территориально-поселенческой предпочтительностью;
  • гендерной неравномерностью (различается участие мужчин и женщин в разных формах благотворительной работы).

В целом можно отметить, что благотворительность приобретает тенденцию активного внедрения в социально-экономическую жизнь общества РТ.

Согласно социологическим исследованиям, в Республике Татарстан благотворительная деятельность представлена как в виде индивидуальной (физические лица), так и в виде корпоративной (юридические лица) формы [8].

Корпоративная благотворительность, в свою очередь, делится на две группы: оказание помощи на постоянной или временной основе.

 В структуре индивидуальной формы благотворительности как на постоянной, так и на временной основе большинство составляют работники образования, на втором месте находятся лица, работающие в оптовой и розничной торговле, на предприятиях по ремонту автотранспортных средств и т. д.

Наиболее распространенным видом благотворительности в Татарстане является индивидуальная материальная помощь и помощь организациям (волонтерство).

Большую активность в оказании индивидуальной материальной помощи демонстрируют женщины, имеющие высшее образование. культурная специфика региона накладывает отпечаток на предпочтения татарстанцев в области благотворительной деятельности: так, например, этнические татары более активно помогают близким и знакомым; молодежь ограничивается подачей милостыни; в сельских районах нормой считается передача одежды и обуви нуждающимся. 

Материальную помощь социальным учреждениям оказывают чуть более 15% жителей республики. В большинстве случаев (38,9%) адресатами материальной помощи выступали либо детские дома/интернаты, либо религиозные учреждения – мечети и церкви (34,4%). 

Помощь религиозным учреждениям чаще склонны оказывать пожилые люди, в то время как среди молодежи чаще встречаются случаи материальной помощи детским домам/интернатам. 

Роль бизнесменов и общественных организаций в деле оказания помощи нуждающимся не представляется татарстанцам значительной.

Большинство жителей Республики приветствуют создание благотворительных организаций и фондов. 

Надежда на благотворительные организации и бизнесменов особенно велика у молодых людей от 18 до 35 лет.

Таким образом, среди населения Республики, как и в России, лидирует понимание того, что помочь человеку в трудной ситуации смогут только близкие. Ориентация на помощь благотворительных организаций, бизнесменов, а также крупных предприятий только формируется в сознании наших граждан (12,9% жителей Татарстана).

Наиболее склонными к благотворительной деятельности являются «квалифицированные специалисты». Около 10% наших граждан являются альтруистами, т. е. готовы заниматься благотворительностью, хотя сами нуждаются в получении такой помощи (среди них относительное большинство составляют пенсионеры). 

Каждый третий житель Татарстана руководствуется в своих поступках чувством сострадания к людям (36% заявили о том, что своими действиями они стараются помогать людям). Каждый пятый татарстанец (21%) верит в «кармическую» природу своих поступков и в то, что сделанное добро непременно вернется человеку в еще большем размере. 13,8% заявили о том, что в их семье было принято помогать окружающим, и они были воспитаны в тех же традициях. Каждый десятый респондент (9,4%) утверждал, что помогает людям из жалости. Женщины демонстрировали большую готовность оказывать разные виды благотворительной помощи. 

В целом около 60% жителей Республики Татарстан планирует в дальнейшем участвовать в благотворительной деятельности (подавать милостыню, помогать знакомым и пр.). 

Отказ от участия в благотворительности в большинстве случаев продиктован неудовлетворительным материальным положением семьи, и лишь в редких случаях – наличием твердой индивидуалистической установки.

Больше информации вы можете найти в этой книге:
Уроки
благотворительности
Читайте также:

Сайты и организации

Общенациональный благотворительный фонд «Ярдам - Помощь»
Казанская мечеть и реабилитационный центр «Ярдэм»
Национальный союз благотворителей
Мухтасибат Московского и Кировского районов Казани ДУМ РТ
Многофункциональный спортивный комплекс «Дан»
Информационное агентство «Инфо-Ислам»
Информационное агентство «Татар-Ислам»
Типография «POLO PRINT»
Кафе-халяль «Бахчисарай»
Ютуб-канал «Ярдэм TВ»
Никах в мечети «Ярдэм»
© Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф