Илдар хазрат
Баязитов
личный сайт

О специфике татарской культуры

Мы живем в переломное время для нашего народа. В период глобализации культуры большинства наций находятся под угрозой исчезновения. Не исключение и татарская нация. Сегодня нам необходимо выработать концепцию развития татарской культуры.


Илдар хазрат Баязитов

Мы живем в переломное время для нашего народа. Конечно, кто-нибудь может подумать, что любое время можно считать переломным. И в каком-то смысле этот человек будет прав, поскольку для судьбы народа важно, чтобы ее члены думали о его развитии всегда и все время. Так как судьба народа решается в каждую минуту его существования, поэтому нам необходимо не забывать о том большом значении, которое имеет труд на благо своей нации.

Но переломное это время еще и потому, что в период глобализации культуры большинства наций находятся под угрозой исчезновения. Не исключение и татарская нация. Сегодня нам необходимо выработать концепцию развития татарской культуры.

Культура сама по себе, конечно, широкое понятие. Она включает как материальную, так и духовную составляющую. В этом большом мире каждому народу надо найти свое место, свой прочный фундамент, благодаря которому он сможет не раствориться в огромных глобализационных потоках, которые мы наблюдаем сегодня.

Не так давно я прочитал интересное интервью с известным писателем Ильдаром Абузяровым. Он высказал очень важную мысль в отношении Казани, основная идея, которой заключается в том, что столице Татарстана необходимо иметь свой собственный, легко узнаваемый, фирменный стиль. Я с ним полностью согласен, только я бы сказал шире – татарской культуре в целом необходимо и дальше развивать и культивировать в себе свою оригинальную специфику.

Татарской городской культуре, на самом деле, много веков, и начиналась она в удивительных городах Золотой Орды и Волжской Булгарии. Современная же городская культуры татар стала формироваться в 19 веке. Это касается и литературы, и философии, и театральной с песенной культур, и материальной составляющей (одежде, жилище, орнаменталистике) и многого другого.

Надо сказать, что и в советские годы татарская городская культура продолжаться развиваться, выдерживая определенный свой стиль. Однако последние годы меня беспокоит, что после распада Советского Союза с татарской культуры стали происходить какие-то странные метаморфозы.

Казалось бы, начавшееся в 1990-е годы татарское национальное движение должна дать мощный импульс развитию татарской самобытной культуре. Однако вместо этого начался процесс настоящей вульгаризации татарской культуры. Многие татарские певцы и музыканты решили взять для в себя в пример самые худшие образцы западной индустрии развлечений, превращая татарскую культуру во второстепенную, третьестепенную и даже хуже – кальку самых удручающих вариантов западной культуры. На самом деле, это даже культурой в строгом смысле слова нельзя назвать, ведь культура это постоянная работа человека над собой, это труд, это духовный рост, это стремление обуздать и преодолеть в себе самые низменные животные чувства.

Однако мы наблюдаем не труд и движение вперед, а регресс. Многие творческие деятеля из числа татар стали выбирать самые простые пути в достижении популяризации. Начала происходить популяризация пошлости и вульгарности, люди просто перестали серьезно работать над своим творчеством и инструментах его реализации, чего только стоят эти ужасные электронные синтезаторные звуки, используемые в современной татарской эстраде, которые можно извлечь из любого дешевого игрушечного инструмента, продающегося в отделе детских игрушек. Мало того, что уровень аранжировок регрессировал на глазах, но и содержание текстов песен, внешний вид исполнителей просто стали удручать.

Конечно, приходится исходить из данности – татарская эстрада существует. Хотим мы того или нет, нравится нам или нет, но она есть такая какая она есть. Но если она существует, тогда нам всем необходимо подумать о том, какую пользу можно было бы из нее извлечь. Ведь сегодня татарская эстрада не воспитывает публику, не прививает публике вкус, не призывает к важным духовным и ценностным вершинам. Нет. Ровно, наоборот. Более того, как ни странно, но именно татарская советская эстрада была примером вкуса, сдержанности и какой-то скромности. Вспомните Ильхама Шакирова, Римму Ибрагимову, Сару Садыкову и многих-многих других. Однако, что случилось с татарской эстрадой в 1990-е годы?

Как бы хотелось возвращения на татарскую сцену сдержанности и скромности! Какой-то большей внутренней душевной работы, которой всегда отличалась татарская культура. Больше того, в конце концов, как бы хотелось, чтобы и у татар появились такие популярные исполнители как Сами Юсуф, которые в своих стихах и песнях воспевали бы Всевышнего, ислам, высокие духовные и моральные качества. И, чтобы это был, действительно, качественный культурный продукт, способный сподвигнуть людей к духовному росту. Воспитывать публику, а не поддаваться ее низменным желаниям – вот, что должны делать деятели татарской культуры. Расти всегда сложнее, чем опускаться, это тяжелый путь, но который нам необходимо пройти.

Наша культура просто не имеет права быть дешевой калькой западной культуры. Так никогда не было. Посмотри на нашу историю – городская культура Волжской Булгарии, Золотой Орды, татарских ханств – это все примеры уникальных культур. Да что там далеко ходить – татарская культура в 19 веке - это наши философы, богословы, ученые, писатели, поэты, создававшие самобытную культуру, которая сейчас изучается учеными – как российскими, так и зарубежными – как редкий пример настоящего культурного прорыва, который произошел на стыке цивилизаций.

Мне кажется, что особенность татарской культуры заключается в ее благородной сдержанности, скромности как проявлении особой красоты, большой внутренней духовной и интеллектуальной работе. Это не экспрессивная и показушная культура, а ровно наоборот. Сегодня, мне кажется, необходимо поднять вопрос о современной татарской культуре, где будет услышан голос экспертов, ученых, мусульманского духовенства, общественных деятелей. Мы не можем пустить развитие нашей культуры на самотек, а точнее позволить ей скатываться по наклонной плоскости пошлости и вульгарности. Мы не можем позволить себе быть обычной периферией, которая не может самостоятельно выработать культурные стандарты и культурные нормы.

Это широкий круг вопросов, который касается и формирования национальной школы в архитектуре, современной орнаменталистике, национальной литературе, национальной науки и т.д. Конечно же, это касается и переформатирования музыкальной культуры – возвращение высоких профессиональных стандартов, просвещение людей через песни. А нам мусульманам надо искать таланты, которые могли стать величинами не меньшими чем Сами Юсуф или Юсуф Ислам.

Отдельного разговора стоит национальная одежда и национальная мода. Почему мы так плохо развиваем этот важнейший элемент не просто материальной, но и духовной культуры. Ведь татарские узоры, татарская одежда очень колоритные и красивые, и они могут быть очень востребованы на современном рынке, если правильно подойти к этому вопросу. Еще раз повторю, это тема отдельного и более детального разговора.

Потенциал у нас огромный, думаю, в этом никто не сомневается, но вот как мы распорядимся этим потенциалом? Ведь за все возможности, которые предоставил нам Всевышний с нас потом будет спрошено. Об этом стоит задуматься.

Больше информации вы можете найти в этой книге:
Российская
умма и махалля
Читайте также:
    Я хотел бы продолжить начатый несколько недель назад разговор о современной татарской городской культуре. Если в прошлый раз я в большой степени говорил о том, какой, на мой взгляд, должна быть современная татарская городская музыкальная культура, то...
    Последние месяцы в нашей стране совершенно неожиданно появилась новая «проблема» — ношение женского головного платка в школе. Началось все со Ставропольского края и докатилось до Татарстана, сначала возникли «проблемы» в...
    К сожалению, мы являемся свидетелями того, что люди много говорят, но мало делают. Поэтому наша умма, несмотря на свое количественное превосходство, находится в плачевном состоянии. К тому же регрессивный настрой добавляют и люди, которые из-за огран...

Сайты и организации

Общенациональный благотворительный фонд «Ярдам - Помощь»
Казанская мечеть и реабилитационный центр «Ярдэм»
Национальный союз благотворителей
Мухтасибат Московского и Кировского районов Казани ДУМ РТ
Многофункциональный спортивный комплекс «Дан»
Информационное агентство «Инфо-Ислам»
Информационное агентство «Татар-Ислам»
Типография «POLO PRINT»
Кафе-халяль «Бахчисарай»
Ютуб-канал «Ярдэм TВ»
Никах в мечети «Ярдэм»
© Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф