Илдар хазрат
Баязитов
личный сайт

Махалля против политики

Идея такого названия “Махалля против политики” пришла ко мне, когда я изучал, то каким образом действуют не только в нашей стране, но и по всему миру разные политические партии и течения, прикрывающиеся исламом для достижения своих властных амбиций. Возможно, даже вернее было бы назвать статью: «Махалля против политизации ислама».


Илдар хазрат Баязитов

Сегодня мы можем наблюдать как многие нечистоплотные политические деятели, апеллируют разными мусульманскими терминами (такие как «халифат», «джихад», «шариат»), чтобы реализовать с их помощью свои властные амбиции. Именно поэтому политизация ислама сегодня является большой проблемой для мусульманского общества, потому что из-за этого обычные мусульмане оказываются пешками в игре разных политических сил, кроме того этот процесс вредит образу ислама.

Мы, татары, российские мусульмане, сегодня совершенно точно сумеем показать пример того, что можно противопоставить политизации ислама и спекулированию на таких терминах как «халифат», «шариат» и «джихад». То есть той псевдоглобальности, на которой любят играть различные политические силы. Так вот, мы можем противопоставить этому другую идею – идею построения локальной мусульманской общины, то есть махалли. Для татар России, которые в течении XX века из-за революций, активной модернизации и урбанизации, практически (за некоторыми важными исключениями) потеряли систему махалли, эта тема имеет особое значение. Как ни странно у татар, в сравнении с другими народами, у которых данная система полная сохранилась, в осмыслении этого феномена есть определенные преимущества, поскольку татары могут посмотреть на вопрос как бы со стороны. Именно поэтому сейчас в Казани и других регионах татарами часто проводятся круглые столы и конференции, призванные осмыслить данный феномен, а также понять как его возродить с учетом реалий сегодняшнего дня.

Для мусульман, безусловно, важно иметь свою социальную организацию. Такая потребность есть у каждого человека, имеющего то или иной самосознание. Для националистов важно иметь национальное государство, для коммунистов коммунистическую партию, для экологов экологические фонды, для ученых университеты и академии. Это нормальная потребность человека. Также и мусульмане стремятся иметь свою социальную базу. Играя на этих чувствах, разные политические силы, спекулирующие исламской темой, предлагают сегодня мусульманам идею построения всемирного исламского государства. И здесь важно понимать, что на поверку это оказывается именно просто спекулятивной идеей, с помощью которой разные политические силы, играя на эмоциях мусульман дестабилизируют ситуацию в различных регионах мусульманского мира.

И это на фоне того, что в самих многих мусульманских государствах (или в государствах с доминирующим мусульманским населением), существует тысячи неразрешенных социальных проблем. Этими деструктивными политическими силами не ставится вопрос о решении существующих проблем конкретных улиц, районов, населенных пунктов, городов и государства, нет! Они сразу стремятся спекулировать большими геополитическими темами, мифами о «халифате», «джахиде» и т.д.

Однако проблемы исламских обществ это все не решает. Недавно я прочитал о результатах интересного исследования, которое стремилось выяснить, насколько хорошо государства мира претворяют учения Корана о равенстве и справедливости. Результаты его просто поражают: в соответствии с "общим исламским индексом", самым исламским государством в мире является Новая Зеландия, Люксембург, Ирландия, Исландия, Финляндия, Дания, Канада, Великобритания и Нидерланды.

Как пишут авторы исследования, "многие страны, где большинство населения исповедует ислам и называющие себя исламскими - несправедливые, коррумпированные и неразвитые и, по сути, никак не могут считаться исламскими". Из всех стран с доминирующим мусульманским населением, самое высокое место заняла Малайзия, которой досталось скромное 33 место.

И вот на фоне всех этих многочисленных проблем, которые имеются в наших обществах, находятся силы, которые вместо реальной и конкретной работы по решению их, предлагают людям утопические идеи, которые политизируют ислам. Однако, как мы видим, там, где такие политические силы набирают наибольшую поддержку (Ирак, Сирия, Ливия, Египет, Афганистан и т.д.), проблем становится не меньше, а значительно больше. На теле мусульманской уммы эти регионы становятся самыми больными частями.

Поэтому на этом фоне, нужна другая социальная идея. Ведь в любом случае мусульмане нуждаются в своей социальной базе. У православных христиан есть в нашей стране слаженная организация – Русская православная церковь. Однако в исламе догматически отсутствует понятие «церкви». Исторически сложившийся институт Духовных управлений, который существует в России, имеет очень большое значение, особенно в вопросах взаимодействия между мусульманами и государством и установления канонической стабильности в тех регионах, где они существуют. Однако, сам этот институт, в сравнении с тысячелетней историей ислама в нашем регионе, относительно молод и также нуждается в более прочной социальной базе. И этой базой является система махалли. Таким образом, в ней нуждаются как сами мусульмане, так и Духовные управления.

Именно через систему новую систему махалли можно и нужно решать социальные проблемы. В рамках мусульманских общин будет выработана доктрина социального служения, сформулированы основные ее принципы. Но уже сейчас можно сказать, что ключевыми ее пунктами буду – возрождение и укрепление веры и достижение социальной справедливости. Возрождение и укрепление веры это первая, самая главная, цель любой деятельности мусульманина, потому что каждый мусульманин должен стремиться к довольству Всевышнего. И только с возрождением веры возможно достижение социальной справедливости.

Для достижения социальной справедливости нужно стратегически выстраивать благотворительную работу. Благотворительная работа не должна быть разовой и бессистемной, она должно иметь научную базу, быть продуманной и хорошо проработанной. Именно с возрождения махалли, пусть и в условиях современного города в экстерриториальном виде, произойдет возрождение национальной мусульманско-ориентированной благотворительности, а за ней и новое возрождение татарской нации.

Потому что для последовательной и систематической благотворительной работы нужно организационно-идеологическая база. Лучше системы махалли такой базы просто нет. Благотворительные фонды – это просто инструмент, которым должны пользоваться члены махалли в своей социальной работе. Важно создавать локальные сообщества людей, которые поддерживают друг друга ежедневно, которые скреплены общей религией, верой, общей идеей служения. То есть людей, которые готовы поддержать друг друга каждый день, поддерживать друг в друге веру в необходимости выбранного пути социального служения. Кроме того, традиционная система шуро (совета) в рамках махалли позволит выстраивать план и стратегию благотворительной работы данной общины. Именно такой принцип положен, например, в основу деятельности нашей общины мечети «Ярдэм». Вокруг общей идеи социально полезной и благотворительной работы объединены сегодня сотни людей.

Сегодня мусульманам нужна не всемирные идеи политизации религии, а идея всемирной «махалли». Мусульмане должны социализироваться, стать движущей силой современности и органичной частью обществ, в которых мы живем, а этого невозможно добиться, изолировавшись и настроив весь остальной мир против себя. Нет, это не наш путь. Мы должны добиться, чтобы по всему миру мусульманские общины стали центрами возрождения веры и достижения социальной справедливости. Каждый мусульманский приход, независимо от того, где он находится, должен заниматься активно социальной работой. В мусульманских странах общины берут на себя данную функцию, но особенно важно, чтобы мусульманские общины таких многокультурных регионов мира как Россия или Европа, также стали лидерами социальной работы. Альтернатива политизации религии это созидательная работа махалли.

Больше информации вы можете найти в этой книге:
Российская
умма и махалля
Читайте также:
    Последние годы тема восстановления утраченных татарских традиций имеет большое значение. Часто вокруг нее возникает много споров – что считать традиционным, а что нет. Однако один аспект не вызывает никаких вопросов – система махалли, то есть мусульм...
    Чтобы понять общинную систему необходимо обратиться к истории формирования этой системы у татар. В дореволюционное время махалля у татар непосредственно была связана с понятием бистэсе (слобода). По сути, слобода представляла собой сеть разветвленных...
    Когда сегодня мы заводим речь о махалле в современных условиях, то чаще всего наталкиваемся на аргумент, что в условиях города существование такой системы невозможно. Что урбанизация, переезд людей из села в город, активное перемещение из одного горо...

Сайты и организации

Общенациональный благотворительный фонд «Ярдам - Помощь»
Казанская мечеть и реабилитационный центр «Ярдэм»
Национальный союз благотворителей
Мухтасибат Московского и Кировского районов Казани ДУМ РТ
Многофункциональный спортивный комплекс «Дан»
Информационное агентство «Инфо-Ислам»
Информационное агентство «Татар-Ислам»
Типография «POLO PRINT»
Кафе-халяль «Бахчисарай»
Ютуб-канал «Ярдэм TВ»
Никах в мечети «Ярдэм»
© Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф