Илдар хазрат
Баязитов
личный сайт

Программа обучения сотрудников мухтасибатов организации социально-благотворительной работы

Предназначение и цель программы, ожидаемые компетенции слушателя, освоившего программу. Учебно-тематический план. Тематическое содержание программы


Илдар хазрат Баязитов

Предназначение и цель программы, ожидаемые компетенции слушателя, освоившего программу

Настоящая программа предназначена для повышения квалификации с отрывом от производства специалистов, работающих в религиозных организациях.

Цель: повышение квалификации слушателей в области социальной работы мухтасибатов и социальной работы с населением в религиозных организациях. Нормативный срок освоения программы – 72 часа.

Слушатель, освоивший программу, должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

  • готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса;
  • способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности;
  • способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы.

владеть:

  • методами планирования и организации социальной работы мухтасибатов и социальной работы в религиозных организациях.

уметь:

  • ориентироваться в новых ситуациях, добывать необходимую информацию и приобретать недостающие навыки и знания;
  • организовывать и координировать социально-благотворительную работу в рамках религиозного учреждения с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.
  • основы функционирования системы социально-благотворительной деятельности в РТ.

Учебно-тематический план

Наименование разделов, дисциплин Количество часов
Всего По видам занятий
Ауд.
лекц. практ.
Самост. работа
1 Организация социальной работы мусульманского духовенства от прошлого к настоящему. Вакфы и история благотворительности у мусульманских народов. 2 2    
2 Интеграция духовной и социальной работы с населением на примере мечети «Ярдэм». 2 2    
3 Актуальность формирования направления социальной специализации мухтасибата. Современные подходы, формы и методы. 2 2    
4 Роль меценатства в вопросах организации социально-благотворительной работы. Опыт взаимодействия бизнес-сообщества и благотворительных организаций. 2 2    
5 «Анализ эффективности результатов социальной работы с населением национально-благотворительного фонда «Ярдэм»». 2   2  
6 Содержание социальной работы с безнадзорными детьми и подростками. 2   2  
7 Организация волонтерских отрядов среди молодежи. 2 2    
8 Организация работы мухтасибата по профилактики алкоголизма и наркомании среди молодежи. 2 2    
9 Организация работы мухтасибата по духовно-нравственному воспитанию подростков. 2 2    
10 Мастер-класс: «Опыт работы мечети «Ярдэм» по организации летнего досуга подростков». 2   2  
11 Социальная работа с молодыми семьями. Специфика социальной работы с многодетными семьями. Формы и методы работы с семьями, находящимися в ситуации развода. 2 2    
12 Психолого-педагогические основы работы с семьями с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей. 2 2    
13 Мастер-класс: «Опыт работы мечети «Ярдэм» по организации работы женского клуба». 2   2  
14 Формы социально-благотворительной работы с одинокими пожилыми людьми и семьями, состоящими из пенсионеров.        
15 Мастер-класс: «Опыт работы мечети «Ярдэм» по организации социально-благотворительной работы с участниками Великой Отечественной Войны и приравненных к ним лиц». 2   2  
16 Специфика социальной работы с инвалидами. Презентация работы учебно-реабилитационного центра «Ярдэм». 2 2    
17 Организация и проведение различных коррекционно-развивающих курсов для людей с ограниченными возможностями. 2 2    
18 Использование современных компьютерных технологий при обучении людей с ограниченными возможностями 2   2  
19 Методика обучения пространственному ориентированию и мобильности незрячих 2   2  
20 Методика обучения социально-бытовой ориентировки незрячих 2   2  
21 Опыт учебно-реабилитационного центра «Ярдэм» по организации досуговой деятельности людей с ограниченными возможностями 2   2  
22 Представление авторской методики социально-психологической и духовно-нравственной реабилитации людей с ограниченными возможностями        
23 Методика обучения людей с ограниченными возможностями основам Ислама 2   2  
24 Поэтапная методика обучения незрячих людей чтению Корана на языке Л. Брайля 4   4  
25 Социальная работа с детьми-инвалидами и их семьями 2 2    
26 Организация и проведение досуговой деятельности с детьми-инвалидами и их семьями 2 2    
27 Обучение детей с ограниченными возможностями татарскому языку 2   2  
28 Обучение детей с ограниченными возможностями декоративно-прикладному искусству 2   2  
29 Методические рекомендации по организации жизнедеятельности детей-инвалидов в семье и вне семьи 2   2  
30 Организация и проведение мероприятий физического воспитания в рамках работы мухтасибата. 2 2    
31 Организация и проведение детских летних лагерей на базе мечетей. 2 2    
32 Презентация дома приемной семьи. 2 2    
33 Методика социально-психологической реабилитации детей-сирот в условиях приемной семьи. 2 2    
34 Консультация по выбору 2 2    
35 Аттестация (зачет) 2 2    
  Итого 72 38 34  

Тематическое содержание программы

Тема 1. «Организация социальной работы мусульманского духовенства от прошлого к настоящему. Вакфы и история благотворительности у мусульманских народов»

Основные этапы истории социальной помощи и благотворительности в России. Система социально-благотворительной работы в России. Имущество, переданное частными лицами или государством на религиозные или благотворительные цели. Модели социально-экономического функционирования мусульманских общин

Тема 2. Интеграция духовной и социальной работы с населением на примере мечети «Ярдэм»

Структура социальной работы мечети «Ярдэм». Содержание, формы, методы, средства. Опыт межрегионального сотрудничества в области социально-благотворительной деятельности. Результаты опытно-экспериментальных исследований.

Тема 3. Актуальность формирования направления социальной специализации мухтасибата. Современные подходы, формы и методы.

Классические и современные принципы в социально-благотворительной деятельности. Противопоказания и готовность к социально-благотворительной деятельности. Профессиональные риски и синдромы в социально-благотворительной деятельности. Категории населения, признанные нуждающимися в социальной защите: инвалиды, пожилые, семья. Государство как субъект социальной защиты населения. Основные государственные учреждения социальной защиты. Органы опеки и попечительства и службы занятости в структуре социальной защиты населения РФ. Структура системы социальной защиты населения на территории РТ. Качество социального обслуживания населения. Государственные стандарты качества социального обслуживания в Российской Федерации. Зарубежный опыт социально-благотворительной работы Благотворительность в Татарстане.

Тема 4. Роль меценатства в вопросах организации социально-благотворительной работы. Опыт взаимодействия бизнесс-сообщества и благотворительных организаций.

Анализ правовой базы социальной политики, социального обслуживания, социальной работы. Структура технологического процесса в социально-благотворительной деятельности. Алгоритм технологического процесса: этапы, процедуры, операции. Инструментарий технологий социально-благотворительной деятельности. Проблема технологичности и творчества в социально-благотворительной деятельности. Необходимость совершенствования технологий социально-благотворительной деятельности. Инновационные технологии социально-благотворительной деятельности. Формы взаимодействия бизнесс-сообщества и благотворительных организаций.

Тема 5. «Анализ эффективности результатов социальной работы с населением национально-благотворительного фонда «Ярдэм»».

Системообразующие компоненты социального воспитания, средство социализации личности, ее адаптации современным условиям жизни, включение в социальную жизнь общества и решение социальных проблем индивида, семьи, социальных групп. Социально-педагогическая поддержка населения. Социально-педагогическая профилактика и реабилитаци населения, способствующие полноценному функционированию населения в качестве социального субъекта. Основы методики социального воспитания. Методика социального воспитания как составная часть социальной педагогики. Методика организации взаимодействия в жизнедеятельности институтов воспитания. Методика обучения взаимодействию в процессе жизнедеятельности институтов социального воспитания. Методика личностного подхода в индивидуальной помощи человеку в институтах воспитания.

Тема 6. Содержание социальной работы с безнадзорными детьми и подростками.

Трудные подростки, их особенности, различные отклонения в поведении. Методы перевоспитания. Опыт работы социальных педагогов в реабилитационных центрах.

Трудовая реабилитация как одна из форм перевоспитания детей «группы риска». Специфика работы образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи. Положение беспризорных детей и подростков в Российской Федерации. Причины распространения безнадзорности в детской и подростковой среде. Нормативно-правовая база социальной работы с безнадзорными детьми и подростками. Основные направления деятельности учреждений по социальному обслуживанию безнадзорных детей и подростков.

Тема 7. Организация волонтерских отрядов среди молодежи.

Профессиональное самосознание волонтера. Личностные качества волонтера. Социальное партнерство государственных и негосударственных социальных служб. Профессионально-этический кодекс социальной работы в России. Этикет волонтера. Основы социальной работы с инвалидами. Сиротство как социальная проблема. Современные формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Социальная работа с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками. Социальные проблемы молодежи: девиация и отчуждение. Социальная работа с различными категориями молодежи и в различных сферах. Функции и критерии эффективности социальных служб, работающих с молодежью.

Тема 8.Организация работы мухтасибата по профилактики алкоголизма и наркомании среди молодежи.

Группы сверстников и субкультура: возрастные особенности, типология, социализирующие функции и механизмы. Институты воспитания, их номенклатура и типологические особенности. Социализарующие возможности общественных, государственных организаций по отношению к различным возрастным и социально-профессиональным категориям населения.

Тема 9. Организация работы мухтасибата по духовно-нравственному воспитанию подростков.

Характерные особенности воспитанников детских домов. Основные проблемы выпускников детских домов после выпуска их из специальных учреждений. Нормативно-правовая база социальной защиты выпускников детских домов. Способы решения проблем адаптации выпускников детских домов

10. «Опыт работы мечети «Ярдэм» по организации летнего досуга подростков».

Организация и проведение воспитательных и культурно-оздоровительных мероприятий с детьми разного возраста. Психолого-педагогические основы.

Тема 11.Социальная работа с молодыми семьями. Специфика социальной работы с многодетными семьями. Формы и методы работы с семьями, находящимися в ситуации развода.

Современные тенденции развития семьи и изменение ее функций. Характеристики микросоциума. Особенности и тенденции развития соседства и микросоциума в сельских и городских поселениях. Причины возникновения супружеских конфликтов. Уровни возникновения супружеских конфликтов и стадии развода. Социальные технологии, применяемые в работе с семьями, находящимися в ситуации развода.

Тема 12. Психолого-педагогические основы работы с семьями с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей.

Неполные семьи, причины их возникновения. Типичные проблемы неполных семей в современной России. Государственная политика по оказанию помощи неполными семьями. Проблемы многодетных семей в России. Практика социальной работы с многодетными семьями. Причины возникновения социальных проблем в семье. Педагогическая несостоятельность родителей. Семейное воспитание.

Тема 13. «Опыт работы мечети «Ярдэм» по организации работы женского клуба»

Структура, планирование, проведение мероприятий женского клуба.

Тема 14. Формы социально-благотворительной работы с одинокими пожилыми людьми и семьями, состоящими из пенсионеров.

Социальный портрет одинокого пожилого человека. Проблемы одиноких пожилых людей в современной России Роль семьи в социальном положении пожилых людей Формирование системы социального обеспечения пожилых людей одиноких пожилых людей.

Тема 15. «Опыт работы мечети «Ярдэм» по организации социально-благотворительной работы с участниками Великой Отечественной Войны и приравненных к ним лиц».

Участники ВОВ и приравненные к ним лица как объекты социальной работы. Пенсионное обеспечение участников ВОВ и приравненных к ним лиц. Социальная защита участников ВОВ и приравненных к ним лиц.

Тема 16. Специфика социальной работы с инвалидами. Презентация работы учебно-реабилитационного центра «Ярдэм».

Основные принципы организации реабилитационной работы. Аспекты реабилитационного пространства. Виды реабилитации: медицинская, социальная и профессиональная. Принципы формирования индивидуальной программы реабилитации. Деятельность реабилитационных центров в оказании всех видов реабилитации. Разработка мероприятий по социальной и профессиональной реабилитации. Определение понятия «социальная адаптация». Социальная среда. Социальные барьеры. Виды социальной адаптации. Успешность социальной адаптации. Меры содействия социальной адаптации.

Тема 17. Организация и проведение различных коррекционно-развивающих курсов для людей с ограниченными возможностями.

Методика организации коррекционно-развивающих курсов для людей с ограниченными возможностями. Программа занятий и игр по следующим курсам: коррекционно-развивающий курс по обучению социально-бытовой ориентировке.; коррекционно-развивающий курс по обучению ориентированию и мобильности; коррекционно-развивающий курс подвижных игр; коррекционно-развивающий курс музыкальных занятий.

Тема 18. Использование современных компьютерных технологий при обучении людей с ограниченными возможностями

Современные технические средства и программные обеспечения для инвалидов. Организация рабочего места для людей с ограниченными возможностями.

Тема 19. Методика обучения пространственному ориентированию и мобильности незрячих

Обучение незрячих людей пространственной ориентировке. Поурочная программа занятий по пространственной ориентировке.

Тема 20. Методика обучения социально-бытовой ориентировки незрячих

Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировки незрячих.

Тема 21. Опыт учебно-реабилитационного центра «Ярдэм» по организации досуговой деятельности людей с ограниченными возможностями.

Формы различных развивающих игр для детей с ограниченными возможностями.

Тема 22.Представление авторской методики социально-психологической и духовно-нравственной реабилитации людей с ограниченными возможностями.

Концептуальная. содержательная, процессуальная и критериальная составляющая методики социально-психологической и духовно-нравственной реабилитации людей с ограниченными возможностями.

Тема 23.Мастер-класс: «Методика обучения людей с ограниченными возможностями основам Ислама».

Четырехэтапное обучение инвалидов основам ислама. Специфика и особенности обучения. Презентация авторской программы.

Тема 24. Поэтапная методика обучения незрячих людей чтению Корана на языке Л. Брайля.

Обучение незрячих людей чтению Корана Арабский алфавит на языке Л.Брайля. Таджвид для незрячих

Тема 25.Социальная работа с детьми-инвалидами и их семьями.

Проблема детской инвалидности в России. Социальная защита детей-инвалидов в РФ. Социальная работа с семьей ребенка-инвалида

Тема 26. Организация и проведение досуговой деятельности с детьми-инвалидами и их семьями.

Формы проведения досуговой деятельности с детьми-инвалидами и их семьями. Психолого-педагогические рекомендации.

Тема 27. Обучение детей с ограниченными возможностями татарскому языку

Роль обучения татарскому языку в социально-психологической реабилитации детей инвалидов.

Тема 28. Обучение детей с ограниченными возможностями декоративно-прикладному искусству

Роль обучения декоративно-прикладному искусству в социально-психологической реабилитации детей инвалидов.

Тема 29. Методические рекомендации по организации и жизнедеятельности детей-инвалидов в семье и вне семьи

Психолого-педагогические советы по социальной работе с детьми-инвалидами в семье и вне семьи

Тема 30. Организация и проведение мероприятий физического воспитания в рамках работы мухтасибата.

Содержание. формы, методы, средства мероприятий физического воспитания в рамках работы мухтасибата.

Тема 31. Организация и проведение детских летних лагерей на базе мечетей.

Нормативно-правовая база. Планирование, организация детских летних лагерей на базе мечетей. Составление воспитательных программ.

Тема 32-33. Презентация дома приемной семьи. Методика социально-психологической реабилитации детей-сирот в условиях приемной семьи.

Причины распространения сиротства как социальной проблемы российского общества. Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи и учреждения семейного типа. Презентация дома приемной семьи в деревне «Старые Зюли» Тюлячинского района РТ.

Больше информации вы можете найти в этой книге:
Проекты
мечети "Ярдэм"
Читайте также:

Сайты и организации

Общенациональный благотворительный фонд «Ярдам - Помощь»
Казанская мечеть и реабилитационный центр «Ярдэм»
Национальный союз благотворителей
Мухтасибат Московского и Кировского районов Казани ДУМ РТ
Многофункциональный спортивный комплекс «Дан»
Информационное агентство «Инфо-Ислам»
Информационное агентство «Татар-Ислам»
Типография «POLO PRINT»
Кафе-халяль «Бахчисарай»
Ютуб-канал «Ярдэм TВ»
Никах в мечети «Ярдэм»
© Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф