Илдар хазрат
Баязитов
личный сайт

Организация досуговой деятельности детей-инвалидов в центре "Ярдэм"

Одним из приоритетных направлений социально-психологической работы в учебно-реабилитационном центре «Ярдэм» является работа по организации досуговой деятельности незрячих детей дошкольного и младшего школьного возраста


Илдар хазрат Баязитов

В рамках организации досуга для незрячих детей в учебно-реабилитационном центре «Ярдэм» предусмотрены следующие кружки:

  • кружок декоративно-прикладного искусства «Умейка»;
  • кружок лечебной физкультуры «Неболейка»;
  • кружок настольных игр «Развивайка»;
  • кружок компьютерной грамотности «Знайка»;
  • кружок «Обучение чтению, письму по системе Луи Брайля»;
  • кружок татарского языка «Туган тәл».

Кружок декоративно-прикладного искусства «Умейка»

В учебно-реабилитационном центре «Ярдэм» уже много лет работает кружок для детей с нарушением зрения по декоративно-прикладному искусству «Умейка». Работа кружка направлена на развитие мышления, творческого воображения, художественных способностей незрячих детей, способствующих их эстетическому воспитанию.

Показателем уровня эстетического развития служат эстетические переживания и эмоции, испытываемые незрячими детьми при восприятии эстетически значимых объектов.

Известно, что эстетические эмоции модифицируются, переносятся, ассоциируются и запоминаются. Эмоционально-эстетические реакции, положительные эмоции, установление оптимальных отношений с действительностью показывают уровень эмоционального развития.

В эмоциональном настрое проявляются степень и характер развития чувств, вкусов, взглядов, потребностей и идеалов эстетических потребностей. Они существуют в двух видах: собственно потребительском (восприятие, переживание, наслаждение) и созидательном (учение, труд, художественное и научное творчество и т. п.).

Как в первом, так и во втором случае эстетические потребности созревают на основе формируемой эстетическим воспитанием способности к эмоциональной отзывчивости. Потребности первого вида характеризуются повышением эстетического отношения к окружающему миру, предрасположенностью к созерцанию эстетических и художественных ценностей, общению с ними. Потребности второго вида носят созидательный, творческий, активный и целенаправленный характер. Когда у учащихся появляется желание общения с произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства это признак появления и закрепления эстетических потребностей. Чем раньше начинается этот процесс, тем больших успехов можно достигнуть в развитии разнообразных эстетических потребностей у детей в процессе обучения.

Цель работы кружка: научить детей с нарушением зрения создавать предметы декоративно-прикладного искусства.

Задачи работы кружка:

  1. Развить у незрячих детей навыки работы с различными материалами и в различных техниках.
  2. Научить детей учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа предметов декоративно-прикладного искусства. На занятиях кружка дети знакомятся с многообразием способов работы с подручным материалом, осваивают различные виды декоративно-прикладного, учатся самостоятельно задумывать, развивать, осмысливать и выполнять работу.

Уникальность методики организация работы кружка декоративно-прикладного искусства «Умейка» для детей с нарушением зрения заключается в том, что программа обучения построена в два этапа. На первом этапе занятия с незрячими детьми проводятся индивидуально, с целью формирования у них навыков самостоятельной работы с различными техниками. На втором этапе незрячие дети могут посещать коллективные занятия, предназначенные для смешанной группы детей дошкольного и младшего школьного возраста (зрячие, незрячие, слабовидящие дети).Таким образом данная организация работы кружка позволяет слепым детям легко адаптироваться в социуме, а у зрячих детей воспитывает толерантность и милосердие.

Кружок лечебной физкультуры «Неболейка»

В учебно-реабилитационном центре «Ярдэм» для незрячих детей функционирует кружок лечебной физкультуры «Неболейка». Программа занятий кружка составлена согласно Методическим рекомендациям по организации деятельности специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений в Российской Федерации от 12.12.2006г. № СК-02-10/3685). При дефектах зрения возникают вторичные отклонения в физическом развитии, отмечается нарушение опорно-двигательного аппарата, снижение функционального состояния физиологических систем организма. Систематический дефицит движений приводит к снижению всех жизненно важных функций организма, ухудшается общее и местное кровообращение; нарушаются секреторная функция пищеварительного тракта и газообмен в тканях и легких.

Основными целями работы кружка лечебной физкультуры «Неболейка» являются:

  1. позитивные изменения в психофизическом и двигательном состоянии детей;
  2. формирование основ здорового образа жизни.

Работа кружка направлена на физическую реабилитацию незрячих детей дошкольного и младшего школьного возраста, а следовательно создает реальные предпосылки их социализации.

Лечебно-физкультурная деятельность помогает незрячим детям приобрести жизненно важные двигательные умения и навыки. При составлении занятий учитываются офтальмологическая характеристика, особенности вторичного дефекта, уровень физической подготовленности, возраст детей. Тренировка каждого упражнения осуществляется следующим способом: словесная инструкция - совместный показ – проговаривание- совместное выполнение задания. На занятиях может использоваться звуковое сопровождение.

Очень часто и в семье, и в специальных дошкольных учреждениях, и в школе развитию настольной игровой деятельности не уделяется достаточного внимания. Однако умело подобранные настольные игры способствуют развитию слепых детей не меньше, а в чем-то даже и больше, чем упорные занятия. Настольные игры способствует развитию у незрячих детей логического аналитического мышления, укреплению памяти, концентрации внимания, а также развивает мелкую моторику рук, абстрактное мышление и пространственную ориентацию.

Кружок настольных игр «Развивайка»

С целью всестороннего развития незрячих детей дошкольного и младшего школьного возраста в учебно-реабилитационном центре «Ярдэм» организован кружок настольных игр «Развивайка».

Кружок «Обучение чтению, письму по системе Луи Брайля»

Обучение чтению, письму и печатанию по Брайлю признается одним из важнейших компонентов реабилитации незрячих детей, потому что невозможность чтения и письма создает не только информационный дефицит, но и психологический дискомфорт при подготовки ребенка к школе.

Цель кружка заключается в формирование навыков чтения и писания на основе системы обозначений Л. Брайля.

Занятия проходят в игровой форме с использованием интерактивной обучающей игрушкой в образе мультипликационного персонажа Чебурашки. В программу кружка входят 3 раздела:

  1. Общее знакомство с системой Брайля.
  2. Изучение букв, цифр, знаков препинания.
  3. Закрепление умений и навыков письма, чтения и печатания.

Кружок татарского языка «Туган тел»

В учебно-реабилитационном центре «Ярдэм» проводятся занятия с незрячими детьми по изучению татарского языка.

Изучение татарского языка развивает у ребенка память, сообразительность, быстроту реакции, логику.

Чем раньше ребёнок начинает изучать язык, тем больше у него шансов овладеть им в полном объёме и с естественным произношением. Основной формой обучения на занятиях является игра. Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении детей татарской устной речи. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения и на этой основе у них отрабатывается правильное произношение специфических татарских звуков.

Обучение татарскому языку в кружке «Туган тел» состоит из четырех этапов.

Первый этап включает в себя проведение одиннадцати занятий.

Второй этап включает в себя прослушивания 12 мультфильмов на стихотворения великого татарского поэта Г. Тукая: «Ак Бабай»; «Яңгыр илә Кояш»; «Иртә»; «Шаян песи»; «Кышкы кич»; «Туган тел»; «Гали белән кәҗә»; «Кызыклы шәкерт»; «Бала белән күбәләк»; «Ялкаү Маэмай»; «Эш беткәч үйнарга ярый»; «Сөткә төшкән тычкан».

Прослушивание мультфильмов позволяет лучше запоминать содержание произведений и повышает интерес у детей к творчеству татарского классика. После прослушивание дети совместно с педагогом разучивают стихи.

Третий этап включает изучение татарского алфавита. Для этого используется шрифт Брайля. Изучение татарского алфавита по Брайлю позволяет незрячим детям начать читать детскую литературу на татарском языке.

Четвертый этап – это знакомство с библиотекой учебно-реабилитационного центра «Ярдэм», где представлен широкий выбор детской татарской литературы, изданной на шрифте Брайля: Марсель Галиев «Шүрәле һәм җил». Рафис Корбанов «Сөзәк болыт». Мизхәт Хәбибуллин «Куян карый Кыямга».Сәмига Сәүбәнова «Яңа ел кичендә».Хәкимҗан Халиков «Бәхет чишмәсе».Рөстәм Мингалим «Галстуклы кәҗә».Татар халык әкиятләре «Гөлчәчәк». Габдулла Тукай «Су анасы». Габдулла Тукай «Кәҗә белән сарык әкияте». Роберт Миңнуллин «Хәрефләр бәйрәме». Рафис Корбанов «Алмалы төн». Зөфәр Минһаҗев «Чәчәкле өйләр». Шигырьләр җыентыгы «Бишек җырлары». Габдулла Тукай «Тылсымлы сәхифәләр».

Больше информации вы можете найти в этой книге:
Проекты
мечети "Ярдэм"
Читайте также:

Сайты и организации

Общенациональный благотворительный фонд «Ярдам - Помощь»
Казанская мечеть и реабилитационный центр «Ярдэм»
Национальный союз благотворителей
Мухтасибат Московского и Кировского районов Казани ДУМ РТ
Многофункциональный спортивный комплекс «Дан»
Информационное агентство «Инфо-Ислам»
Информационное агентство «Татар-Ислам»
Типография «POLO PRINT»
Кафе-халяль «Бахчисарай»
Ютуб-канал «Ярдэм TВ»
Никах в мечети «Ярдэм»
© Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф