Илдар хазрат
Баязитов
личный сайт

Научно-исследовательская работа учебно-реабилитационного центра для незрячих "Ярдэм"

Изучение структуры психологических нарушений у инвалидов по зрению, определение роли различных психотравмирующих факторов в их формировании. Комплексное психологическое обследование инвалидов, имеющих нарушения зрения. Программа социально-психологического реабилитационного комплекса. Повторное психологическое обследование инвалидов по зрению после проведения реабилитационных мероприятий


Илдар хазрат Баязитов

Научно-исследовательская работа в учебно-реабилитационном центре для незрячих «Ярдэм» проводилась в несколько этапов. В ходе выполнения работы использовались следующие методы исследования:

  • анализ, систематизация и обобщение литературных данных;
  • наблюдение;
  • эксперимент;
  • беседа;
  • анкетирование;
  • метод изучения документов;
  • психологические тесты;
  • количественный и качественный анализ экспериментальных данных.

На первом этапе исследования были направлены на изучение структуры психологических нарушений у инвалидов по зрению, определение роли различных психотравмирующих факторов в их формировании. Выявлялись такие факторы, как время и причина потери зрения, степень выраженности дефекта и диагноз заболевания органа зрения, особенности адаптации, характер профессиональной деятельности, специфика семейных отношений, ориентировочные планы на будущее. Особое внимание обращалось на поведение испытуемых, учитывался характер предъявляемых ими жалоб, фиксировались различные анамнестические данные, выявлялись проблемные, социально-значимые вопросы.

На втором этапе проводилось комплексное психологическое обследование инвалидов, имеющих нарушения зрения. В ходе обследования использовались различные психологические методики с целью изучения состояния эмоционально-волевой сферы, социально-психологического статуса, особенностей личности инвалидов по зрению и других составляющих компонентов психического здоровья. В проводимом исследовании использовались 9 методик. К ним относятся:

  • методика САН;
  • методика диагностики самооценки уровня тревожности Спилбергера – Ханина;
  • шкала депрессии Бека;
  • шкала депрессии НИИ психоневрологии им. В.М.Бехтерева;
  • опросник « Индекс психологического благополучия»;
  • опросник ЛОБИ;
  • методика определения акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека;
  • психологический тест СМОЛ;
  • методика "Качество Жизни Больного".

Кроме того, в отдельных случаях использовались и другие методики, однако они не являлись ведущими и выступали в качестве вспомогательного инструментария:

  • тест-опросник Е.Ф. Бажина, разработанный на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера;
  • методика диагностики направленности личности Б.Басса (ориентационная анкета);
  • методика, направленная на выявление эмоциональной устойчивости, экстра-интровертированности личности Г. Айзенка (в адаптации А.Г. Шмелева).

Основную группу для исследования из числа инвалидов по зрению составили 300 человек. В ходе исследования было установлено, что для инвалидов, в большей степени характерны признаки психологического неблагополучия в виде эмоциональной нестабильности, высокого уровня личностной тревожности, немотивированного беспокойства, снижения фона настроения.

У них отмечались такие признаки психологического дискомфорта, как повышенная утомляемость, раздражительность, снижение психической активности. Субъективно это отражается в жалобах на расстройство сна, ухудшение общего самочувствия, нарушения в познавательной сфере и т.д. Это обусловлено недостаточной сформированостью защитных психологических механизмов вследствие относительно недавних сроков утраты зрения.

В ходе исследования было выявлено, что личностные особенности незрячих инвалидов имеют такие характерные признаки, как застенчивость, мнительность, отмечается тенденция к преувеличению важности проблем, что ведет к формированию психической патологии. Их отличает высокая чувствительность к психотравмирующим воздействиям, ранимость, обидчивость, болезненное переживание неудачи, легко возникающее чувство вины, фиксация на своих неудачах, ощущение превосходства других над собой, стремление к избеганию возможной неудачи, затруднения при необходимости принимать решения, недостаточная способность отстаивать свои интересы, зависимость, подчиняемость. Более чем в 34% случаях отмечались проявления враждебности, особенно при возникновении фрустрирующих ситуаций, злопамятность, конфликтность по отношению к ближайшему окружению. Среди обследованных незрячих инвалидов характерен высокий удельный вес лиц с повышенным уровнем реактивной и личностной тревожности – 55%; депрессивные расстройства различной степени выраженности встречаются у 85,7% инвалидов и в 89% случаях отмечается снижение качества жизни, обусловленное различными негативными факторами.

Полученные в ходе психологического обследования инвалидов с различными заболеваниями результаты показывают, что слепота или нарушения зрения приводят к формированию таких психотравмирующих факторов, которые, в свою очередь, в той или иной степени затрагивают всю структуру личности инвалида, существенное влияние оказывают на его психологический статус, предопределяя, таким образом, дальнейшее формирование психологических отклонений, признаков психической патологии и ухудшение состояния психического здоровья в целом.

В результате анализа всех исследованных показателей психологического статуса инвалидов по зрению были выделены основные компоненты, которые в первую очередь нуждаются в развитии и коррекции и оказывают влияние на состояние психической сферы инвалида. Этими компонентами являются: состояние психологического благополучия, особенности личности, общее функциональное состояние организма, наличие депрессивных и тревожных проявлений, тип психологического реагирования на болезнь.

На третьем этапе апробировалась и внедрялась программа социально-психологического реабилитационного комплекса.

Психологическое консультирование включало в себя оказание консультативной помощи по следующим направлениям:

  • формирование адекватного, правильного представления о собственных качествах и возможностях;
  • консультирование по вопросам улучшения межличностных отношений, семейных отношений;
  • обучение навыкам поведения в конфликтной ситуации, поиску конструктивных способов разрешения конфликтов;
  • устранение психологических барьеров, препятствующих успешной адаптации и усиливающих действие психотравмирующих факторов.

Кроме того, мероприятия реабилитации включали в себя отдельные направления социокультурной работы (культпоходы в театры, музее, экскурсии в мечети и др.)

В качестве мероприятий медицинской реабилитации преимущественно использовались общеоздоровительные и профилактические методы, направленные на улучшение физического и психического здоровья инвалидов (гигиеническая гимнастика, занятия на тренажерах).

На четвертом этапе проводилось повторное психологическое обследование инвалидов по зрению после проведения реабилитационных мероприятий. Исследовались показатели эффективности комплексного использования проведенных мероприятий для инвалидов по зрению относительно данных первичного обследования.

Оценка эффективности проводимых реабилитационных показателей проводилась на основе изучения динамики психологического статуса инвалидов по зрению (до и после курса реабилитации). Основными критериями оценки эффективности проведения реабилитационных мероприятий являлось достижение положительной динамики основных таких психологических показателей, как личная тревожность, депрессивные расстройства, конфликтность (рис.1).

Рис.1. Критерии оценки эффективности проведения реабилитационных мероприятий

Положительный эффект от проведения реабилитационных мероприятий отмечается в 91,1% случаях, при этом значительное улучшение показателей психологического здоровья отмечено у 57,3% инвалидов по зрению, что свидетельствует о правильной разработке и применения комплексной программы реабилитации.

Кроме того впоследствии среди выпускников учебно-реабилитационных курсов проводился мониторинг повышения качества жизни. В качестве критериев повышения качества жизни выступали трудоустройство, поступление в учебные заведения, вступление в брак (рис.2.).

Рис.2. Показатели социальной реабилитации

Таким образом, реализация реабилитационной программы для инвалидов по зрению в учебно-реабилитационном центре для незрячих «Ярдэм» и ее практическое применение позволяет:

  • значительно снизить выраженность признаков психологического неблагополучия у инвалидов по зрению в процессе их реабилитации; а именно показатель тревожность снизился в 40%случаев, показатель депрессивного расстройства в 70% , конфликтность в 75% случаев.
  • добиться полного или частичного улучшения показателей психологического здоровья у 91,1% инвалидов с признаками психологического неблагополучия различной степени выраженности.

Все это свидетельствует об эффективности применения разработанного комплекса реабилитации слепых и слабовидящих людей в учебно-реабилитационном центре «Ярдэм».

Больше информации вы можете найти в этой книге:
Проекты
мечети "Ярдэм"
Читайте также:

Сайты и организации

Общенациональный благотворительный фонд «Ярдам - Помощь»
Казанская мечеть и реабилитационный центр «Ярдэм»
Национальный союз благотворителей
Мухтасибат Московского и Кировского районов Казани ДУМ РТ
Многофункциональный спортивный комплекс «Дан»
Информационное агентство «Инфо-Ислам»
Информационное агентство «Татар-Ислам»
Типография «POLO PRINT»
Кафе-халяль «Бахчисарай»
Ютуб-канал «Ярдэм TВ»
Никах в мечети «Ярдэм»
© Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф