Раздел 1. «Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители».
До начала групповой работы с каждым из кандидатов в приемные родители проводится индивидуальное собеседование (структурированное интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка)
- Содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители;
- Задачи подготовки, в том числе касающиеся:
— выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;— оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;— ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью и основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, а также их правами и обязанностями как приемных родителей;— формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;— формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;— ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;— ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;— ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;
- Понятие обучающе-психологического тренинга, приемы, используемые в процессе его проведения; содержание особенностей и порядка прохождения тренинговой подготовки и психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки, и членов их семьи (в случае его проведения); понятие контакта и отработка практических навыков формирования контакта между участниками тренинга;
- Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей, процедура знакомства ребенка с потенциальной приемной семьей;
- Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, их отличия и особенности.
Раздел 2. «Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей»
- Изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация – усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания – санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;
- Виды мотивации приемных родителей. Связь мотивации с особенностями функционирования замещающей семьи;
- Завышенные ожидания приемных родителей в плане достижений ребенка как источник проблем в детско-родительских отношениях;
- Взаимодействие с педагогами детского учреждения или школы по вопросам, связанным с особыми потребностями приемного ребенка;
- Проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
- Проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
Раздел 3. «Этапы развития ребенка».
- Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
- Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Раздел 4. «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка»
- Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
- Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;
- Диспропорции развития ребенка. Понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия;
- Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Раздел 5. «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)»
- Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка. Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;
- Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- Типы «нарушенной привязанности» (понятий «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»);
- Понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие).
- Контакты с кровными родственниками – какова роль приемных родителей?
- Последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
Раздел 6 «Адаптация приемного ребенка и приемной семьи»
- Особенности ожидания приемных семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации;
- Подготовка родственников к появлению приемного ребенка;
- Этапы адаптационного периода. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации;
- Тайна усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности. Способы, как сказать ребенку, что он приемный;
- Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
Раздел 7. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка»
- Формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы работы с ними;
- Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка; причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
- Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.
- Взаимодействие с педагогами детского сада или школы по вопросам трудного поведения приемного ребенка.
Раздел 8. «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка»
- Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
- Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
- Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;
- Дети - жертвы жестокого обращения как группа повышенного риска стать жертвой насилия. Взаимодействие с педагогами детского учреждения или школы по вопросам обеспечения безопасности ребенка с особыми потребностями;
- Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Раздел 9. «Особенности полового воспитания приемного ребенка»
- возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
- Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;
- Способы защиты ребенка от сексуального насилия.
Раздел 10. «Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка»
- Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;
- Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;
- Семейная история и ее обсуждение;
- Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;
- Социальные связи семьи кандидата в приемные родители. Система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;
- Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, семейные традиции;
- Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Раздел 11 «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан»
- Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;
- Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (возмездная и безвозмездная). Различия между формами семейного устройства;
- Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители. Порядок предоставления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;
- Порядок предоставления органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, сведений о детях, оставшихся без попечения родителей;
- Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанностей администрации такой организации.
- Возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;
- Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка. Порядок подготовки и подачи заявления в суд. Правовые аспекты тайны усыновления. Возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;
- Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства, перечень документов ребенка, передаваемых приемной семье;
- Порядок оформления (переоформления) документов ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;
- Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации. Выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;
- Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
- Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье. Порядок предоставления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;
- Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) –личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;
- Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей – ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;
- Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;
- Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Раздел 12. «Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям»
- Родительские и профессиональные функции приемной семьи;
- Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, важность такого взаимодействия;
- Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи;
- Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
Раздел 13. «Подведение итогов усвоения курса подготовки кандидатами в приемные родители»
- Обсуждение результатов усвоения курса подготовки кандидатами в приемные родители, выполнения домашних заданий;
- Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатами в приемные родители;
- Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание;
- Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).
Проекты
мечети "Ярдэм"
Читайте также:
|