Илдар хазрат
Баязитов
личный сайт

Учебно-тематическая программа школы приемных родителей

Содержание разделов программы. Разработано по опыту организации дома приемных родителей "Семейный очаг"


Илдар хазрат Баязитов

Раздел 1. «Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители».

До начала групповой работы с каждым из кандидатов в приемные родители проводится индивидуальное собеседование (структурированное интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка)

  1. Содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители;
  2. Задачи подготовки, в том числе касающиеся:
    — выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
    — оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
    — ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью и основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, а также их правами и обязанностями как приемных родителей;
    — формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
    — формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
    — ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
    — ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
    — ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;
  3. Понятие обучающе-психологического тренинга, приемы, используемые в процессе его проведения; содержание особенностей и порядка прохождения тренинговой подготовки и психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки, и членов их семьи (в случае его проведения); понятие контакта и отработка практических навыков формирования контакта между участниками тренинга;
  4. Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей, процедура знакомства ребенка с потенциальной приемной семьей;
  5. Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, их отличия и особенности.

Раздел 2. «Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей»

  1. Изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация – усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания – санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;
  2. Виды мотивации приемных родителей. Связь мотивации с особенностями функционирования замещающей семьи;
  3. Завышенные ожидания приемных родителей в плане достижений ребенка как источник проблем в детско-родительских отношениях;
  4. Взаимодействие с педагогами детского учреждения или школы по вопросам, связанным с особыми потребностями приемного ребенка;
  5. Проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
  6. Проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

Раздел 3. «Этапы развития ребенка».

  1. Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
  2. Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

Раздел 4. «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка»

  1. Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
  2. Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;
  3. Диспропорции развития ребенка. Понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия;
  4. Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

Раздел 5. «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)»

  1. Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка. Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;
  2. Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
  3. Типы «нарушенной привязанности» (понятий «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»);
  4. Понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие).
  5. Контакты с кровными родственниками – какова роль приемных родителей?
  6. Последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.

Раздел 6 «Адаптация приемного ребенка и приемной семьи»

  1. Особенности ожидания приемных семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации;
  2. Подготовка родственников к появлению приемного ребенка;
  3. Этапы адаптационного периода. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации;
  4. Тайна усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности. Способы, как сказать ребенку, что он приемный;
  5. Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.

Раздел 7. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка»

  1. Формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы работы с ними;
  2. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка; причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
  3. Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.
  4. Взаимодействие с педагогами детского сада или школы по вопросам трудного поведения приемного ребенка.

Раздел 8. «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка»

  1. Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
  2. Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
  3. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;
  4. Дети - жертвы жестокого обращения как группа повышенного риска стать жертвой насилия. Взаимодействие с педагогами детского учреждения или школы по вопросам обеспечения безопасности ребенка с особыми потребностями;
  5. Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

Раздел 9. «Особенности полового воспитания приемного ребенка»

  1. возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
  2. Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;
  3. Способы защиты ребенка от сексуального насилия.

Раздел 10. «Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка»

  1. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;
  2. Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;
  3. Семейная история и ее обсуждение;
  4. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;
  5. Социальные связи семьи кандидата в приемные родители. Система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;
  6. Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, семейные традиции;
  7. Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

Раздел 11 «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан»

  1. Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;
  2. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (возмездная и безвозмездная). Различия между формами семейного устройства;
  3. Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители. Порядок предоставления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;
  4. Порядок предоставления органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, сведений о детях, оставшихся без попечения родителей;
  5. Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанностей администрации такой организации.
  6. Возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;
  7. Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка. Порядок подготовки и подачи заявления в суд. Правовые аспекты тайны усыновления. Возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;
  8. Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства, перечень документов ребенка, передаваемых приемной семье;
  9. Порядок оформления (переоформления) документов ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;
  10. Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации. Выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;
  11. Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
  12. Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье. Порядок предоставления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;
  13. Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) –личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;
  14. Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей – ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;
  15. Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;
  16. Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

Раздел 12. «Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям»

  1. Родительские и профессиональные функции приемной семьи;
  2. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, важность такого взаимодействия;
  3. Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи;
  4. Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.

Раздел 13. «Подведение итогов усвоения курса подготовки кандидатами в приемные родители»

  1. Обсуждение результатов усвоения курса подготовки кандидатами в приемные родители, выполнения домашних заданий;
  2. Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатами в приемные родители;
  3. Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание;
  4. Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).

Больше информации вы можете найти в этой книге:
Проекты
мечети "Ярдэм"
Читайте также:

Сайты и организации

Общенациональный благотворительный фонд «Ярдам - Помощь»
Казанская мечеть и реабилитационный центр «Ярдэм»
Национальный союз благотворителей
Мухтасибат Московского и Кировского районов Казани ДУМ РТ
Многофункциональный спортивный комплекс «Дан»
Информационное агентство «Инфо-Ислам»
Информационное агентство «Татар-Ислам»
Типография «POLO PRINT»
Кафе-халяль «Бахчисарай»
Ютуб-канал «Ярдэм TВ»
Никах в мечети «Ярдэм»
© Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф