Илдар хазрат
Баязитов
личный сайт

Помощь сиротам

«Лучшим из домов мусульман является тот, в котором заботятся о сироте; а худший из домов мусульман – тот, в котором с сиротой плохо обращаются». Ибн Маджа со слов Абу Хурайры поведал следующие слова Пророка.


Илдар хазрат Баязитов

Сиротство — это социальное понятие, которое отражает положение детей-сирот. Сиротой считается ребенок, который временно или постоянно либо лишен своего семейного окружения, либо не может оставаться в таком окружении и имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством.

Цифры сиротства в современной России, конечно, пугают. Страшно не только то, что на 2012 год в стране насчитывалось около 650-700 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей, но и то, что более 70% из них являлись "социальными сиротами" (1). Социальные сироты - это категория сирот, у которых живы родители, но они не хотят или не могут заботиться о детях. Наличие в нашей стране социальных сирот говорит не только о больших проблемах с физическим здоровьем населения, но и о кризисе морально-нравственных устоев общества.

Феномен социального сиротства - это следствие целого клубка проблем, которые имеются в нашем обществе. Почему родители отказываются от своих детей? Или почему государству приходится лишать их родительских прав? Алкоголизм, наркомания, бедность, развал семей, тюремные заключения, боязнь ответственности за детей, незапланированные (нежданные) дети, вот причины, из-за которых маленькие дети становятся сиротами при живых родителях. Причин много, но уже приведенного списка достаточно, чтобы понять, что основные причины этого феномена заключаются в пороках нашего общества. Алкоголизм и наркомания, болезни, возникающие вследствие употребления одурманивающих средств, которые ведут к разрушению тела и психики человека. В тюремные заключения люди попадают из-за самых разных преступлений, в числе которых убийства, грабеж/кражи, изнасилования и т.д. Развал семей происходит из-за того, что люди перестали ценить важность семьи, индивидуализм возобладал над жертвенностью, которая сопровождает супружескую жизнь. Отсюда же и боязнь ответственности за воспитание детей. Рождение незапланированных детей часто происходит в результате внебрачной половой жизни и прелюбодеяний. Бедность возникает из-за несправедливого распределения средств в обществе, из-за того, что люди попадают в долги, например, кредитной системы.

Появление социальных сирот - это следствие общего духовного кризиса и связано с распространенностью множества грехов и пороков – наркомании, алкоголизма, убийств, грабежей, изнасилований, прелюбодеяний, кредитной системы, гордыни/индивидуализма и т.д. То есть всего, что Ислам осуждает и запрещает. Поэтому, когда мы говорим о том, как нам победить такой общественный недуг как социальное сиротство, нам необходимо задуматься о том, как нам в принципе оздоровить наше общество. Потому что все разговоры о социальном сиротстве, так или иначе, приведут к обозначенному выше кругу проблем.

Помимо официальной цифры о количестве сирот в нашей стране есть еще одно близкое по характеру явление, масштабы которого еще больше. Это беспризорники - дети, которые из-за конфликтов в семьях (в связи с алкоголизмом, насилием, нищетой), сбегают из дома. По разным оценкам таких детей в нашей стране около 1 миллиона человек. Почти в два раза больше тех, кто воспитывается улицей, а домой приходят только ночевать. Судьба таких детей печальна. Многие из них становятся преступниками и оказываются за решеткой. Велико количество тех, кто кончают жизнь самоубийством, кто-то гибнет от рук других людей, некоторые из них становятся бомжами.

Когда вдумываешься в эти цифры: сотни тысяч социальных сирот, миллионы беспризорников, становится страшно. Ведь это все наши дети, дети ни с кем не воюющей страны. К слову, в период Великой Отечественной войны количество сирот было 678 тысяч человек, то есть современные цифры по количеству сирот даже выше военных (3)!

На фоне сокращения рождаемости, алкоголизации и наркотизации населения, общего морального упадка, такое количество детей без надлежащего присмотра, брошенных на произвол судьбы, откровенного говоря, пугает. Какое будущее у нашего общества, если на фоне демографического кризиса и духовно-нравственного стресса, мы так наплевательски относимся к недавно родившимся гражданам, нашим детям?

Существующие детские дома тоже оказываются слабым решением проблемы, ведь около половины их выпускников становится либо алкоголиками, либо преступниками. Жизнь в наших отечественных детских дома негативно сказывается на состоянии детей. Например, в 2011 году начальник Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ А.А. Левитской рассказал о том, что пребывание детей в интернатных учреждениях отрицательно сказывается на состоянии их здоровья. Уровень заболеваемости в домах ребенка увеличивается в 2 раза.

Несмотря на то, что в работе социальных служб с сиротами происходят заметные позитивные изменения (например, дифференциация детских домов, появление социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи и т. д.), проблема формирования личности ребенка в условиях закрытого учреждения остается весьма острой и актуальной (4). Исследования показывают, что лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний. В частности, у 30% детей-сирот диагностированы эмоциональные расстройства и расстройства поведения (2). В детских домах дети часто уже в 11 лет начинают курить и употреблять алкогольные напитки.

Большой проблемой является и то, что многих детей, которых приемные родители берут в детских домах, в итоге возвращают обратно. Например, за 2009-2010 годы количество таких детей составило почти 30 тысяч. Страшно представить какой это удар по психике ребенка, ведь сначала от него отказались свои родители, а потом приемные.

Факты таких отказов говорят о том, что необходимо вести серьезную работу с приемными родителями, оказывать им разностороннюю помощь. К сожалению, многие приемные родители берут сироту не только потому, что поддаются на слезливую социальную рекламу, но и потому, что видят в благом деле способ подзаработать. Например, родители в приемных семьях получают не только пособие на детей, но и зарплату, которая в некоторых регионах доходит до 5 тысяч рублей в месяц за одного малыша, что для многих является большим подспорьем (3). Финансовая мотивация в вопросе усыновления детей - это не решение проблемы. Конечно, государство должно заботиться о поддержке тех семей, которые берут на себя большую ответственность, связанную с усыновлением сирот, однако, для решения этого вопроса необходима правильная мотивация. Без сострадания, без готовности к жертвенности, без искренности усыновлять детей нельзя. Не эгоизм и корыстный расчет должны двигать людьми, а альтруизм, чувство долга, желание достижения социальной справедливости должны быть побудительными мотивами.

Большое значение имеет реабилитация сирот. Основная цель такой реабилитации заключается в том, чтобы дети при достижении совершеннолетнего возраста смогли вступить в социальную жизнь, имея активную позицию и положительно направленные жизненные взгляды. Дети-сироты порой ведут себя отчужденно по отношению к обществу, поэтому им мало знакомы такие понятия как «социальная ячейка общества», «семья» и т.д. Важно, чтобы такие дети вошли во взрослую жизнь полноценными членами и сами стремились создать в будущем полноценную семью. Для этого им необходимо устраивать различные праздники, наполненные атмосферой дружественности и любви, чтобы сироты с юных лет чувствовали, что общество не враждебно относится к ним.

Организация общественного отдыха для сирот имеет особое значение, и подход здесь должен быть комплексным. Например, необходимо организовывать концерты и спектакли, дающие возможность детям-сиротам забывать об их социальном статусе, а также игры, развивающие чувство социально ответственности, спортивные соревнования, прививающие командный дух и стремление к победам.

В реабилитации сирот большое значение имеет воспитание в них чувства самостоятельности. Очень важно, чтобы у них не развивалось чувства иждивенчества. Очень тонка грань между окружением детей любовью и дружелюбием и прививанием сиротам иждивенческого чувства. Самая большая профессиональная работа педагога заключается в том, чтобы эту грань не перейти. Необходимо воспитывать полноценных граждан, которые могут в жизни за себя постоять, смогут самостоятельно достигать своих целей и добиваться больших результатов: в семье, в работе, в общественной сфере и т.д.

Большое значение в воспитании сирот может играть Ислам. Пророк Мухаммад (с.а.в.) всегда заботился о сиротах и учил своих сподвижников защищать сирот и относиться к ним с добротой. Как рассказывает аль-Бухари, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), сомкнув средний и указательный пальцы своей руки, сказал: 

«Я и попечитель сироты будут в Раю (так же близки), как эти два пальца».

Особое отношение к сиротам проявляется в том, что по Исламу каждый мусульманин должен относиться к сироте как родитель, потому что, если ребенок-сирота чувствует милосердие и доброту людей, он будет отвечать им любовью.

В Коране Всевышний говорит: «Видел ли ты того, кто считает ложью воздаяние? Это – тот, кто гонит сироту» (Коран, 107:1-2).

То есть не следует гнать сироту, нужно отнестись к нему с теплом и участием. Тот, кто плохо относится к сироте, совершает большую ошибку, но еще хуже проявлять к нему жестокость.

Пророк Мухаммад (с.а.в.) говорил: «Тот из мусульман, кто кормил и поил сироту, если он не из числа больших грешников, непременно войдет в рай» (Тирмизи, «Китаб Аль-Бирр»: 14).

Это значит, что накормить и напоить сироту, оказать им всевозможную помощь – является благодеянием, относительно которого Всевышний и Его посланник (с.а.в.) возвещают благую весть о рае.

Следует помнить, что соблюдение прав сирот, обходительное и благожелательное к ним отношение – это религиозная обязанность мусульманина. Поэтому сегодня, когда проблема с сиротами в нашей стране принимает угрожающие масштабы, мусульманам следует ощутить всю важность социальной ответственности, которая лежит на них. Именно такая социальная проблема как сиротство формирует актуальную повестку дня мусульман – поворот от политизации к социальной работе, к социальному служению.

Источники:

  1. Россия без сирот или сироты без детских домов // РИА Новости, http://ria.ru/analytics/20121004/766097369.html?, 04.10.2012
  2. Болотников И.Ю. "Комплексное медико–социальное исследование состояния здоровья подростков, оставшихся без попечения родителей" — автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора медицинских наук — Москва — 2008.
  3. Детей-сирот в России сейчас больше, чем было в годы войны // ИА Newsland.com, 23/04/2010
  4. Технологии социальной работы с детьми-сиротами // Социальная работа, (www.soc-work.ru), 08.02.2014

Больше информации вы можете найти в этой книге:
Социальное служение
в Исламе
Читайте также:

Сайты и организации

Общенациональный благотворительный фонд «Ярдам - Помощь»
Казанская мечеть и реабилитационный центр «Ярдэм»
Национальный союз благотворителей
Мухтасибат Московского и Кировского районов Казани ДУМ РТ
Многофункциональный спортивный комплекс «Дан»
Информационное агентство «Инфо-Ислам»
Информационное агентство «Татар-Ислам»
Типография «POLO PRINT»
Кафе-халяль «Бахчисарай»
Ютуб-канал «Ярдэм TВ»
Никах в мечети «Ярдэм»
© Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф